Начисление платы за ЖКУ стабильно возглавляет топ жилищно-коммунальных проблем. Неутешительный факт озвучили эксперты НП "ЖКХ Контроль", проанализировав результаты работы "горячей линии", принимающей обращения граждан в 84 регионах. В третьем квартале, по их данным, число недовольных цифрами в платежках приблизилось к 25 процентам.
Следом в рейтинге жилищно-коммунальных страданий по итогам июля-сентября идет качество управления многоквартирными домами и неудовлетворительное состояние этих самых домов. Проблема капремонта, занимавшая второе место в начале года, сейчас занимает четвертую строчку. Замыкает пятерку самых острых тем качество коммунальных услуг.
"Неудовлетворенность платой за ЖКУ - хит всего года, - констатирует исполнительный директор "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. - Статистика обращений по этому поводу практически не меняется - стабильно около четверти населения".
Всплеск обращений, связанных с управлением многоквартирными домами, она объясняет начавшимся в этом году лицензированием деятельности управляющих компаний.
"На этом переходном этапе было много проблем, - вспоминает Светлана Разворотнева. - Одни управляющие компании уходили с рынка, оставив колоссальные долги. Другие отказывались от ветхих и аварийных домов, чтобы не потерять лицензию. Были компании, которым ее так и не удалось получить, что породило множество споров, кто вместо нее будет управлять домом. Все это вылилось в рост количества обращений граждан на "горячую линию".
Что касается капремонта, то этот вопрос, по свидетельству экспертов, начал волновать граждан немного меньше. По крайней мере, меньше стало поступать обращений по этому поводу. Кроме того, в два раза снизилось число обращений, связанных с переселением граждан из аварийного и ветхого жилья.
Полученные общественными контролерами в сфере ЖКХ результаты подтверждаются и данными опроса ВЦИОМ. "Несмотря на то, что рейтинг самых волнующих население проблем в последнее время возглавили экономика, инфляция, ситуация на рынке труда и, как ни странно, внешняя политика, проблемы ЖКХ остаются в десятке актуальных тем", - замечает генеральный директор фонда Константин Абрамов.
Действительно, если смотреть конкретные цифры отчета ВЦИОМ, можно увидеть уже знакомые факты: больше всего люди недовольны высокими тарифами на жилищные (73 процента) и коммунальные услуги (64 процента). А чуть меньше половины граждан не устраивает качество этих самых услуг.
"Каждый второй житель страны, который самостоятельно платит за ЖКУ, отмечает, что рост тарифов - значителен. При этом в целом положением дел в жилищно-коммунальном хозяйстве в своем городе или селе недовольны две трети населения, - уточняет Константин Абрамов. Абсолютно все устраивает лишь девять процентов граждан".
Эксперты резюмируют: дело не только в высоких расценках на услуги ЖКХ, хотя это, безусловно, одна из главных претензий россиян. "Люди не понимают, как рассчитываются тарифы, а по мере роста платежей не видят улучшения качества услуг, - говорит Светлана Разворотнева. - Так что какими-то отдельными шагами ситуацию вряд ли можно улучшить. Проблему нужно решать в комплексе, непременно увязывая повышение тарифов с ростом качества услуг".