Об этом в интервью официальному сайту нижегородского филиала Высшей школы экономики рассказал преподаватель факультета гуманитарных наук вуза Леонид Большухин, занимавшийся исследованием находки. Результаты своей работы он представил на конференции "Судьба романа "Доктор Живаго" в Стэнфорде.
По словам ученого, купленный антикваром альбом принадлежал гимназическому товарищу Пастернака Георгию Курлову.
- Это достаточно редкий тип альбома - собрание автографов, посвящений, шутливых записей, глубокомысленных сентенций, адресованных молодому человеку. Одна из страниц заполнена семнадцатилетним Борисом Пастернаком в последний год его учебы в гимназии, - сообщил Леонид Большухин. - Понятно, что архив писателя большой, и он сохранился, но свидетельств раннего, гимназического периода Пастернака меньше всего.
Запись писателя датирована 30 сентября 1907 года и начинается нотной строкой, причем исследователи уже подтвердили, что этот небольшой музыкальный отрывок принадлежит Пастернаку. К слову, полных музыкальных произведений Бориса Леонидовича сохранилось всего три, и этот короткий, буквально 15-секундный фрагмент, написанный в духе Скрябина, но никогда ранее не исполнявшийся, прозвучал во время доклада на конференции в Стэнфорде как живой музыкальный голос Пастернака.
Далее следует пожелание, носящее философский характер: "Пусть красота вне тебя будет твоим высшим стимулом, а красота внутри тебя - твоей высшей целью; тогда ты узнаешь, какой глубины может достигнуть страдание".
- Здесь любопытно, и это как раз и есть мое итоговое наблюдение, что написанная философская максима не что иное, как переосмысленная мировоззренческая позиция Шопенгауэра, - пояснил Леонид Большухин. - Исследователи находят следы философии Шопенгауэра в ранних текстах Пастернака, но нет никаких свидетельств, что он читал труды этого немецкого философа. А строка в альбоме очень легко соотносится с работой "Мир как воля и представление", соответственно, можно сделать вывод, что в гимназические годы Пастернак с произведениями Шопенгауэра был знаком.
Кроме того, продолжает ученый, альбом Курлова позволил выдвинуть гипотезу, связанную с романом "Доктор Живаго". Дело в том, что братьев Курловых звали Георгий (Юрий) и Евграф. Такие же имена носят и главные герои романа, братья Живаго. Вряд ли это случайное совпадение, поскольку и сама пара имен не самая распространенная, и трагическая биография младшего из Курловых, Евграфа, который вероятней всего сгинул в застенках ОГПУ, в романе тоже неким образом отражена.
- Таким образом, альбом стал неким штрихом в построении биографии Пастернака, причем в той ее части, где количество источников весьма ограниченно, - резюмировал Леонид Большухин.