14.10.2015 22:00
    Поделиться

    Юрий Башмет: Музыкальная карьера - кровавый спорт

    Юрий Башмет - о городе детства и черной икре, о том, почему таланту не нужно спешить уезжать из дома и почему артисту нужна гениальная мама
    В Ростове прошел III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.

    "Мистер альт" вновь привез с собой два своих замечательных оркестра и солистов как с мировой известностью, так и совсем юных. Кроме того, по сложившейся традиции в ростовской консерватории, где уже 3 года работает образовательный центр Юрия Башмета для особо одаренных детей, состоялись мастер-классы самого маэстро и его коллег. Зачем он затеял столь хлопотное дело, почему артистам нужны гениальные мамы и как справиться с ролью Золушки, знаменитый дирижер рассказал читателям "РГ".

    Юрий Абрамович, признаюсь, всякий раз не верится, что вы найдете время и снова приедете к нам. У вас ведь и без того весьма плотный график, как вы решились взяться еще и за этот проект?

    Юрий Башмет: Мало приехать в какой-то город и сыграть концерт, надо еще дать людям ощущение культурной среды в том пространстве, где они живут, помочь молодым встать на ноги, так как жизнь наша сегодня не очень простая. В Ростов мы уже три года подряд привозим музыкантов высочайшего уровня, здесь же организовали образовательный центр. Конечно, для меня важно, что Ростов - город моего детства, я родился и жил тут до пяти лет, мне всегда приятно сюда приезжать. Помню наш дом на берегу Дона и все тропинки вокруг него, и как катались на медленно проходящих поездах, там железнодорожное депо было рядом. И река... Помню, как мы тащили огромную рыбу на носилках. Жили очень бедно, но на подоконнике стоял ужасный продукт в банке, и меня заставляли каждый день съедать по ложке. Знаете, что это было? Черная икра! В абсолютной бедности людям у реки это было доступно, икру продавали тут же за три копейки. Я ее не выносил, но мама считала: надо кушать икру или пить рыбий жир, дабы не болеть. А еще она считала - надо ходить по мелкой гальке, чтобы не было плоскостопия, поэтому мы часто ездили в Сочи, где галька. Когда семья переехала во Львов, мама решила, что я должен заниматься музыкой. Петр Соломонович Столярский, знаменитый педагог, гениально сказал: "Мне не нужны талантливые дети, нужны талантливые мамы". Ребят надо погружать в музыку, тогда их души будут защищены. Но сейчас родители не видят своего ребенка в творческих профессиях, поэтому тем, кто все-таки занимается, нужно дать шанс. Я каждый год вижу очень талантливых детей в Ростове, которые приходят на прослушивания или мастер-классы в рамках работы моего образовательного центра. Мы стараемся всячески поддержать и ребят, и педагогов, привлекаем их в наши различные проекты.

    На открытии фестиваля с вами сыграл десятилетний ростовский скрипач Роман Шевелев. Вы многих ребят берете под свое покровительство?

    Юрий Башмет: Да, немало. Жаль только, что наши дети, чуть поднаторев в профессии, покидают страну. А родители слепо, безоглядно соглашаются с этими настроениями. Подождите, не торопитесь! Юный музыкант должен расти дома, в любви. А как там, вдалеке, сложится его судьба? Когда моя мамочка привезла меня в Москву к замечательному педагогу Федору Дружинину, он прослушал меня и сказал: "Ваш мальчик изумительно играет, мы еще встретимся. Но если он переедет в Москву, начнется другая жизнь, интернат, непонятно что. Пусть он взрослеет дома, в этом качестве жизни, в вашей любви". Чтобы дети не упорхнули, надо создавать условия дома, показывать, что и у нас есть масса возможностей для роста. К примеру, мастер-классы в образовательных центрах ведут самые авторитетные в мире музыканты, я сам прослушиваю детей. Вы правы, нагрузка большая. У меня 200 концертов в год, так зачем еще и это? Да затем, что мы хотим быть лучше, мы живем в России и пытаемся заявлять о себе с позитивной точки зрения. Мне очень нравится фраза Михалкова-старшего. Его как-то обвинили, что он, дескать, детский рифмоплет. В своей манере, немного заикаясь, Михалков ответил: "С-с-сегодня они дети, а з-з-завтра - народ", и с достоинством вышел.

    Особенно сейчас, в кризис, каждый должен продолжать заниматься своим делом. В нынешние времена везде сложно, весь мир вибрирует: в крупнейших столицах бьют окна и сжигают машины. Но вот эта предвзятость по отношению ко всему нашему... Это очень грустная нота.

    Вы амбициозный человек? Легко ли было пробиться в Москве?

    Юрий Башмет: Это был непростой путь. В консерватории отношение некоторых москвичей к нам, провинциалам, было достаточно сдержанное, у нас к ним - тоже. Фокус этого мегаполиса как раз в огромном, насыщенном энергией пространстве. Такой бесконечно кипящий котел. У москвичей часто бывает ощущение заведомой мощи, они же родились в этом городе, и в то же время зависть, когда побеждает провинциал. Тот же Рихтер в Житомире родился, Ростропович - в Баку, Третьяков - в Иркутске, Кремер - в Риге, Спиваков - в Уфе. Но при этом они все в итоге приехали учиться в Москву. Многие мои однокурсники сходили с дистанции еще в консерватории, не выдержав напряжения. Музыкальная карьера - кровавый спорт, но бороться приходится с самим собой. Вопрос амбиций очень интересен. К сожалению, слово "амбиции" имеет у нас негативный оттенок, мы думаем, что амбициозный человек обязательно идет по головам. За рубежом отношение к таким людям другое, считается, что именно они тянут за собой тех, кто вообще никуда идти не хочет. Я не собираюсь кривляться - признаюсь, что очень позитивно отношусь к наградам и знакам внимания. Как-то раз мэр маленького итальянского городка Портоферрайо, что на острове Эльба, присвоил мне звание почетного гражданина. Я в шутку спросил: "А какие я получаю привилегии?" Он ответил: "Вы можете бесплатно ездить на общественном транспорте, только у нас его нет". И я еще в нескольких местах почетный гражданин. У меня есть итальянские награды, французские, латышские, белорусские, особо дорогие для меня российские. Но, к сожалению, я крайне безалаберно к ним отношусь, но они есть.

    Когда вы ощутили, что к вам пришло признание?

    Юрий Башмет: Я всю жизнь развиваю судьбу альта, поэтому я бесконечный мотор для композиторов. Я успел сыграть больше 50 концертов, посвященных мне, а их гораздо больше, как минимум к двум-трем я еще и не прикоснулся. Благодаря такому количеству появились шедевры, которые остались в репертуаре. Это концерт Шнитке, Губайдулиной, Гии Канчели, несколько концертов Александра Чайковского. Но было время, когда я, как Золушка, обивал пороги учреждений с просьбой разрешить мне концертировать с сольной программой. Был подписан документ "в течение одного сезона в качестве эксперимента запланировать альт как сольный инструмент в гастролях по СССР". Я стал гастролировать и побывал в городах ну просто незабываемых. Когда тебя никто не встречает или встречают, но очень холодно, и при этом еще говорят: "Тихонько посиди в отеле, никому ничего не рассказывай, мы тебе печать поставим, что ты играл, но играть концерт ни в коем случае не нужно". То есть им дороже было платить за свет в зале, оплачивать работников гардероба, продавать билеты. Однажды, когда меня провожали, уже у трапа спросили: "Скажи, альт - это саксофон?" Иногда в зале сидели три или пять человек. Я играл и думал: "Ну ладно, я еще не дорос, и они не доросли. Подождем". Сейчас хороших музыкантов принимают в России так, как будто мы сошли с неба, так еще только в Японии встречают. Но в Японии мы все равно чужие, а в России я такой же человек, как зрители в зале, я никогда не уезжал навсегда и всю свою жизнь проживаю вместе со страной, с людьми.

    Поделиться