Чуть ранее премьер-министр и председатель партии "Единая Россия" Дмитрий Медведев на встрече с партийным активом в Рязани обсудил эффективность и перспективы продления программы материнского капитала после 2016 года. На вопрос представительницы профсоюзной организации, что будет с материнским капиталом через несколько лет, он ответил: правительство сейчас думает о продолжении программы и взвешивает различные варианты поддержки материнства после 2016 года.
Инициативу о предоставлении с 1 января 2017 года права на материнский капитал при рождении третьего ребенка премьер-министр комментировать не стал, но сказал, что эту тему руководство страны не оставит без внимания. Премьер подчеркнул, что ни одна страна, имеющая аналогичные демографические проблемы, таких денег при рождении детей населению не выплачивает, и в этом смысле российская программа уникальна. Дмитрий Медведев назвал материнский капитал "одной из самых удачных социальных программ новейшего времени", заметив, однако, что это очень "крутая программа для бюджета" и сообщить, как она будет выглядеть после 2016 года, он сейчас не готов.
Как бы то ни было, о завершении программы "Материнский капитал" пока речи нет. Хотя эта программа в ее нынешнем виде может вызывать нарекания. Например, такое: материнский капитал тут и там нелегально обналичивается.
Да, после того как программа начала действовать, рождаемость вроде бы увеличилась на 30 процентов. Вряд ли стоит надеяться, что одним лишь повышением материальной обеспеченности российских граждан можно улучшить демографическую ситуацию в стране. По данным опросов, 32 процента молодых семей хотят иметь троих детей и даже больше, и если государство окажет им материальную поддержку, это, мол, станет серьезным стимулом. Но уровень жизни сам по себе не может влиять на рождаемость.
Есть высокоразвитые страны, где семьи не испытывают серьезных материальных затруднений, а рождаемость там невысокая. Потому что разрушена потребность в детях. Торжествует гедонизм в самых пошлых его проявлениях. Люди объединяются, чтобы удовлетворять потребности друг друга, повышать доход, копить деньги. Таким ценностям, как семья и дети, места не остается.
Это общемировая тенденция. Но в России ситуация печальней. В Европе мало рожают, но долго живут. А мы не только мало рожаем, но еще и умираем скорее и чаще, чем европейцы. Дух саморазрушения, небрежение к собственной жизни стали неизбывной чертой российской ментальности. Вот где, взглянув на себя критически, нам, возможно, надо искать коренную причину демографического кризиса. Сколько людей мы теряем от ДТП, плохой дорожной разметки, алкоголизма, табакокурения, несчастных случаев на производстве и вообще от русского "авось"!
Если мы не можем с гарантией повлиять на повышение рождаемости, то не укорачивать себе жизнь в наших собственных силах. Кстати, вот еще один миф о всегда пившей России, о том, что пьянство часть нашей культуры, неистребимая национальная привычка. Почему же неистребимая? Когда-то самой пьющей нацией в Европе считались британцы, но они сумели избавиться от такой репутации.
Еще один миф: чем богаче семья, тем меньше в ней детей. Но в 70-е годы Америка переживала "беби-бум", будучи совсем не бедной страной, а в Европе и сейчас есть богатые страны, где полно многодетных семей. Уровень урбанизации - да, он здесь имеет значение. В России наибольшая рождаемость наблюдается среди сельского населения. Сельский Дагестан самый благополучный регион по демографии.
Вообще нам было бы полезно отказаться от многих мифов о причинах низкой или высокой рождаемости. Например, от очевидного заблуждения, что демографический кризис признак цивилизованности общества. Мол, мировая цивилизация достигла такого состояния, когда простое воспроизводство практически недостижимо, и если Европа нечто подобное переживает, то и нам того же не миновать. Катастрофический этот настрой вряд ли оправдан. Россия далеко не исчерпала потенциал противодействия демографическому кризису. Ни в части семейной политики. Ни в сфере предотвращения смертности там, где ее можно предотвратить. Ни в способах привлечения мигрантов.
В той или иной мере население сокращается всюду, не только у нас. Это мировая тенденция. Тогда можно ли говорить, что России угрожает демографическая катастрофа? Катастрофа - это все-таки необратимое явление. Почти все страны, кроме стран Средней Азии, потеряли население. Но никто же не рискнет утверждать, что эти страны вымирают, переживают катастрофу.
Вымирающая Россия - это скорее метафора, способ полемического заострения проблемы. В современном мире нет ни одного государства, ни одного общества, где не нашли бы ресурсов для преодоления демографического кризиса.
В любом государстве и любом обществе такие ресурсы есть. В России они тоже имеются.