У свободного порта Владивосток появился первый резидент

У свободного порта Владивосток (СВП), режим которого введен 12 октября, появился первый резидент. Им стала Тихоокеанская инвестиционная компания, рассказал вице-премьер РФ - полпред президента в ДФО и председатель наблюдательного совета СВП Юрий Трутнев, находящийся в Приморье с рабочим визитом.

По его словам, пятизвездочную гостиницу на 182 номера компания намерена построить в Хасанском районе края, излюбленном месте отдыха жителей Приморья и других дальневосточных регионов. Срок строительства - два года, объем вложений - пять миллиардов рублей.

Кроме того, сегодня наблюдательный совет рассматривал еще один проект, предложенный группой компаний "Сумма", о строительстве порта "Зарубино". Несмотря на то, что в целом он одобрен, окончательное решение о финансировании не принято, так как инвестору еще предстоит решить вопросы обеспечения финансирования, сказал полпред.

Кстати, на сегодняшнем заседании наблюдательного совета, который является органом управления порто-франко, Юрий Трутнев назвал критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток. Всего их два, и один касается финансового барьера. Резиденты должны будут вложить пять миллионов рублей за три года. Сумма небольшая, и выбрана она, как заметил вице-премьер, "сознательно".

- Считаем, что режим свободного порта должен работать не для ограниченного количества больших компаний, а должен позволять людям работать в средних и малых предприятиях. Входной барьер постарались максимально снизить и считаем, что он не обременительный, - сказал он.

Также требуется, чтобы проект был абсолютно новым, с новыми экономическими мощностями, и это принципиальный момент. Так как главная задача - создать новый бизнес, а не предоставлять льготы уже действующему. Именно поэтому те, кто станет подавать заявки на получение статуса резидента свободного порта Владивосток, должны понимать, что их ждет проверка на предмет того, каким бизнесом занимается компания.

Бизнес-проекты потенциальных участников СПВ не будут оцениваться наблюдательным советом.

- Не понимаю, зачем мы собрались оценивать уровень бизнес-проекта. Кто мы такие? Есть инвестор, он рискует деньгами и репутацией. Мы не должны оценивать бизнес-проект. Бизнес-план нужен только для статистических данных. Оценка простая - если человек не реализовал проект, значит бизнес-план плох по определению, - отметил полпред.

Кроме того, такой подход, на его взгляд, исключит любые возможности коррупции и субъективной оценки.

К слову, 12 октября, когда закон о свободном порте Владивосток вступил в силу, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал, что потенциальные инвесторы свободного порта Владивосток уже предложили к реализации семь проектов на общую сумму 60 миллиардов рублей.

Также в Минвостокразвитии отметили, что заинтересованные предприниматели, в основном из Приморья, начали представлять свои проекты несколько месяцев назад. По словам советника министра РФ по развитию Дальнего Востока Павла Волкова, это "компании очень разного спектра - от операторов морских портов до компаний, строящих промышленные парки". Пока в основном это "игроки среднего уровня", крупный бизнес, предположительно, примет решение к середине следующего года.

Справка "РГ"

Режим свободного порта, распространяющийся на 15 муниципалитетов Приморья, введен на 70 лет. Государство предоставляет резидентам бесплатную дорожную и инженерную инфраструктуру. Для них предусмотрены преференции и льготы по налогу на прибыль: в первые пять лет применяется пониженная ставка - не более пяти процентов, в течение следующих пяти лет - не менее десяти.