Леонид Володарский, переводчик, писатель
Какие занятия были у нас в детстве: школа, футбол, хоккей, иногда кино. Наигравшись, заходили в подъезд погреться и обсуждали книги, во-первых, потому, что нравилось читать, а, во-вторых, потому, что развлечений больше не было. Учитывая эти обстоятельства, падение интереса к чтению, о котором пишет "РГ", - процесс вполне закономерный. Недавно мне показали компьютерную игру про Дикий Запад, после которой стало понятно, почему ребята предпочитают виртуальный мир чтению Буссенара, Рида или Верна - разумеется, он более захватывающий.
Что приходится читать - второй вопрос. Мы постоянно жаловались на то, что советская власть не дает нам западных авторов, а когда они в девяностых хлынули на книжные полки, выяснилось, что читать там особо и нечего. Все самое интересное и поучительное уже было переведено, причем на каком уровне! Сегодняшняя отечественная проза тоже оставляет желать лучшего. Наверняка в России живет много талантливых писателей, однако издательства вкладывают деньги только в медийных ребят. В результате, кого ни возьми - все писатели: спортсмены, политики, телеведущие. Конечно, человек кинется покупать книгу не малоизвестного автора, а хорошо знакомого лица, вечно мелькающего на экране.
Изучающий великую классику, перенимает порядочность людей, о которых он читает, получает жизненный опыт, тренирует мозг и как бы сосуществует с автором, поэтому литература чрезвычайно важна. Быть может, следует переписать школьную программу с учетом современных веяний. Можно, например, показывать качественное кино, особенно на исторические темы, используя небольшую справку в прологе. История безумно важна в любом проявлении. После развала Советского Союза нам очень долго внушали, что мы плохие и отсталые, в отличие от райского Запада. Эти идеи, безусловно, накладывали отпечаток на менталитет людей, и их необходимо менять также интенсивно, как их развивали.