29.10.2015 05:40

На комете Чурюмова-Герасименко неожиданно найден кислород

Космический аппарат "Розетта" обнаружил наличие молекулярного кислорода в облаке газа (коме), окружающем комету Чурюмова-Герасименко. Открытие стало настоящей неожиданностью для ученых, поскольку данное явление до этого считалось нехарактерным для комет.

Зонд "понюхал" атмосферную оболочку кометы с помощью масс-спектрометра ROSINA, установленного на его борту. В результате исследователи выяснили, что свободный кислород оказался четвертым наиболее распространенным газообразным элементом, присутствующим вокруг кометы, после водяного пара, окиси углерода и двуокиси углерода, сообщает BBC.

По словам одной из исследовательниц, профессора Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg) из Бернского университета, когда ученые впервые изучили эти данные, то подумали, что произошла какая-то ошибка.

"У нас это вызвало некоторое отрицание, поскольку это не то, что ожидаешь найти на комете. Это было самое удивительное открытие, которое мы сделали до сих пор (в отношении комет). Большой вопрос - как он (кислород) туда попал", - сказала Альтвегг.

Известно, что кислород легко вступает в реакции с другими элементами, образуя соединения (например, с водородом). На начальном этапе формирования Солнечной системы он должен был очень быстро придти в замороженное состояние. Но дальнейшее выделение тепла, сопровождавшее процесс образования системы, по идее, должно было вызвать взаимодействие кислорода с другими веществами, и он не сохранился бы в исходном виде.

"Теперь у нас есть доказательство того, что значительная часть кометы фактически пережила формирование Солнечной системы", - считает один из авторов исследования Андре Бьелер (Andre Bieler) из Университета штата Мичиган.

"Мы никогда не думали, что кислород сможет выжить миллиарды лет в чистом виде, не соединившись с другими веществами в недрах кометы. И еще более поразительным было то, что концентрация кислорода одинакова для всех регионов комет, что говорит о его невероятной древности", - цитирует РИА Новости слова Альтвегг.

Результаты работы вышли в журнале Nature.