Сегодня, 29 октября, в день рождения Евгения Максимовича известные российские ученые и политики будут говорить о профессиональном, творческом, гуманитарном наследии Евгения Примакова. Эта главная тема первых чтений. В ее развитие по традиции Меркурий-клуба участникам предложили обсудить и другие вопросы: "Мир без мира: трудные ответы на глобальные вызовы и угрозы, трудные партнерства", "Российская экономика: состояние, проблемы, перспективы".
"Эти темы из списка тех "вечных", в анализе которых у Евгения Примакова и у возглавляемого им Меркурий-клуба, пожалуй, не было равных в стране", - рассказал "Российской газете" президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. - Громкий хор аналитиков, пытавшихся в меру своей компетенции пояснить, что к чему в меняющемся мире, становился тише, когда Примаков спокойным и негромким голосом методично раскладывал ситуацию "по полочкам", и из кажущегося хаоса проступали четкие контуры будущего. Именно будущего - академик Евгений Примаков анализировал события с упреждением и всегда имел при этом в виду интересы страны. Всем памятны знаменитые заседания Меркурий-клуба, аналитической площадки, на которой обтачивались до глубинной сути и внешние, и внутренние проблемы государства, к выводам и рекомендациям которой прислушивались власти".
И что же, клуба больше не будет?
Примаковский характер клуба, как бы мы этого ни хотели, сохранить невозможно, считает Сергей Катырин. Евгений Примаков организовал "Меркурий-клуб" в 2003 году, когда возглавлял ТПП РФ. И всегда участвовал во всех мероприятиях клуба. Последнее заседание состоялось в июне этого года, за несколько дней до смерти Евгения Максимовича.
"Наверное, можно было бы попытаться сохранить название и формат, - рассуждает Катырин. - Но без Евгения Максимовича клуб все равно был бы чем-то другим. Трудно представить, кто мог бы сесть в кресло президента "Меркурий-клуба" и без серьезных имиджевых потерь выдержать сравнение с Примаковым. Практически невозможно сохранить и уровень этой дискуссионной площадки, на которой спорили и делились мнениями известные люди, часто придерживающиеся настолько диаметрально противоположных взглядов, что вне "Меркурия", скорее всего, нельзя было бы и представить их общение. Евгений Примаков умел свести всех этих людей воедино, выделить из дискуссии рациональное зерно. Власть реагировала на материалы клуба во многом именно потому, что под ними стояла подпись Примакова - как гарантия качества документа, его важности".
Трансформацией и продолжением идеи "Меркурий-клуба" станут "Чтения памяти Примакова". Планируется сделать их ежегодными.
Читаем Примакова
Вот только несколько отрывков из вступлений Евгения Примакова на заседаниях "Меркурий-клуба, на основе которых потом он писал свои большие аналитические статьи для "Российской газеты". Есть о чем продолжить разговор…
Декабрь 2003 года. "Предприниматели жизненно заинтересованы в политической стабильности в России - без решения социальных проблем она может стать иллюзорной. Предприниматели стремятся к расширению внутреннего рынка, росту конкурентной способности своей продукции, использованию научно-технического прогресса - без решения социальных проблем все это недостижимо, следовательно, исключено нормальное развитие российской экономики. Поэтому можно говорить однозначно об органичной, объективной заинтересованности российского бизнеса в решительных социальных сдвигах в стране".
Февраль 2007 года. "Ни в коем случае не отказываться от развития ВПК. Дело не только в том, что производство новых поколений оружия - требование времени. Дело также в том, что развитие уже накопленного инновационного потенциала в ВПК дает реальную возможность его использования в гражданских секторах экономики. В силу российской специфики - это сегодня оптимальный путь".
Январь 2010 года. "Переход на путь инновационной экономики возможен в России, прежде всего, при опоре на средние и малые предприятия".
Январь 2012 года. "Чтобы провести новую индустриализацию такой огромной, самой большой в мире по территории страны, нужна новая экономическая модель. И речь идет не только о том, чтобы слезть с сырьевой иглы, развить на инновационной основе промышленность, сельское хозяйство. Нужно решительно выкорчевать те пережитки 1990-х годов, которые проросли и в сегодняшнюю Россию… Основное зло сказывается по сей день. Оно в сращивании государственных служащих с бизнесом. Это открывает широкий простор для коррупции…".
Январь 2013 года. "Перекладывание социальных расходов на регионы без соответствующего финансового обеспечения создает тупиковую ситуацию. Регионам не будет хватать для этого примерно 300 миллиардов рублей в год или более четырех триллионов рублей до 2025 года".
Сентябрь 2014 года. "Настоящей угрозой в современных условиях я считаю само существование и тенденцию к расширению группировки "Исламское государство" ("ИГ") с первоначальным названием "Исламское государство Ирака и Леванта". Заявившее себя в качестве победоносной силы "ИГ" стало магнитом, притягивающим к себе целый ряд экстремистских исламских организаций. Эта группировка превращается в глобальный центр непримиримых исламских радикалов".
Январь 2015 года. "Речь идет об изменении структуры экономики, что вытащит Россию из прямой зависимости от сырьевого экспорта и позволит убыстрить технико-технологический прогресс. Для этого далеко не обязательно сокращать добычу и экспорт сырья. Но значительная часть доходов от сырьевого экспорта должна направляться на развитие российской экономики в целом, естественно, не забывая о социальных и других потребностях страны".