Всемирно известному камчатскому ансамблю танца исполнилось 50 лет

У жемчужины Камчатки - Государственного академического корякского национального ансамбля танца "Мэнго" имени Александра Гиля - юбилей. Ровно полвека назад в корякском селе Палана прошла первая репетиция коллектива, который ныне известен во всем мире.

Когда в 1965 году 22-летний хореограф с Украины Александр Гиль, назначенный художественным руководителем народного ансамбля песни и танца Корякского дома народного творчества, начал набирать артистов, никто не знал во что это выльется. Солисты будущего "Мэнго" вспоминали, что Гиль ездил по всему национальному округу, искал и находил людей буквально на улице - приглашал, уговаривал. А потом делал из охотников и оленеводов профессиональных танцоров.

Уже первые гастроли ансамбля "Мэнго" (на корякском "Руки к солнцу") принесли ему успех - в 1967 году танцоры покорили сначала Хабаровск, а затем и Москву. В столичном Центральном доме работников искусств артистам "Мэнго" устроили овацию.

Все остальное - история: гастроли более чем в 30 странах мира, участие в культурной программе двух олимпиад и множестве международных фестивалей.

Были у "Мэнго" и трудные времена - после трагической гибели Александра Гиля в 1988 году ансамбль прошел длительную полосу испытаний, пока руководство в 1997 году не принял хореограф Марк Нюмен.

- У нас по-прежнему национальный коллектив. Уж не знаю, остались ли еще такие на постсоветском пространстве, ведь требования к ним были очень жесткими. Кроме меня, все остальные - представители коренных малочисленных народов Севера, - рассказывает Марк Нюмен.

По его словам, новых солистов, как и во времена Гиля, ищут повсюду. И врожденные данные для танцора - не самое главное.

Самые яркие периоды истории "Мэнго" связаны с украинскими хореографами

- Человек должен хотеть работать. Ведь каждый день по 7-8 часов репетиций - это тяжелый труд. К тому же профессия артиста непростая - приходится многим жертвовать, потому что режим очень строгий. А что касается природных данных, то они есть у каждого - их просто нужно развивать, - уверен худрук.

Любопытно, что самые яркие периоды истории "Мэнго" связаны с украинскими хореографами - Гиль и Нюмен в начале 1960-х вместе начинали работать в Полтаве. Откуда у них такое глубокое понимание северного фольклора?

- На основе любого народного творчества можно сделать что-то интересное, - уверен Нюмен. - Для этого нужны талант постановщика, профессионализм и, конечно, наблюдательность. У каждой народности есть свое неповторимое движение, на котором можно выстроить номер. Просто одни ленятся, другие хотят объять необъятное, у третьих завышенное самомнение. А оценку всегда дает зритель. Мы - единственный на Дальнем Востоке академический ансамбль - работаем для него.

Все оригинальные постановки Александра Гиля, "золотые" номера остались в репертуаре "Мэнго". По заверению Марка Нюмена, они абсолютно в том же состоянии, как и полвека назад. Но очень непросто сохранять классику, ведь многие зрители на Камчатке помнят до мельчайших подробностей, как ее танцевали.

Худрук не считает 50-летие особой датой.

- Слава богу, что дожили, что сохранили коллектив, который по-прежнему узнаваем. Хотя немало голосов звучит, дескать, "Мэнго" не такой, как раньше, что он изменился. Им могу сказать одно: место руководителя долго оставалось вакантным, что ж вы не пришли? - разводит руками Марк Нюмен.

Кстати, 70-летний хореограф до сих пор сомневается - тем ли делом он занимается в жизни? Говорит - как исчезнут сомнения, пора на заслуженный отдых.

"Мэнго" - очень мобильный коллектив. Сегодня - Камчатка, а завтра могут быть Париж, Берлин, Рим. Или "Бочаров ручей" - президентская дача под Сочи, где камчатских артистов тоже любят.