В отличие от выпускных сочинений эти работы писали ученики всех классов, начиная с четвертого. И оценивали их по возрастным группам.
Темы: биография и творчество российских поэтов и писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году; литературные произведения - юбиляры 2015 года; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте. Какую именно тему выбрать - решали регионы. Но рекомендации были: на Чукотке, естественно, из писателей предложили Юрия Рытхэу, в Ростовской области - Михаила Шолохова, в Крыму - Александра Грина и Льва Толстого с "Севастопольскими рассказами"…
Из книг среди юбиляров года - "Слово о полку Игореве", "Борис Годунов", "Котлован", "Понедельник начинается в субботу". А еще - поэтические сборники Константина Бальмонта, Роберта Рождественского, Николая Заболоцкого. Все эти произведения были среди тем сочинений.
Что выяснилось? Школьники читают и знают классическую литературу. Чехов - один из самых любимых писателей. Младшие классы часто брали рассказы, старшие - "Вишневый сад". Любят ученики Есенина, Лермонтова, Крылова, Ершова, Твардовского.
Несколько интересных работ было написано по Куприну, Северянину, Бродскому, Цветаевой. А вот Юрия Рытхэу плохо знают даже на его родной Чукотке. Тему по творчеству этого писателя не выбрал никто. Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев тоже не самые известные авторы у учеников. Представление о литературе народов России у нынешних школьников вообще очень слабое.
Предпринимательство - новый сюжет для учеников.
- Участник мог рассказать об одном из меценатов - уроженцев своего края и том вкладе, который он внес в культуру. Или рассказать о музее, театре, библиотеке, основанию которых способствовали меценаты, - пояснила заместитель директора центра проектно-внебюджетной деятельности Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования Ольга Проскуркина.
Почти половина учеников писали о войне. Примерно 23 процента сочинений посвящены писателям-юбилярам, 19 процентов - произведениям-юбилярам. За историю российского предпринимательства взялись 11 процентов конкурсантов.
Никаких ограничений по жанру не было. Очерк, эссе, рассказ, сказка, заочная экскурсия или даже письмо - приветствовалась любая форма сочинения. И что оказалось? Любимые жанры у современных школьников - письмо и сказка. Жанр письма выбрали 11 процентов детей. Старшеклассники чаще всего выбирали темы, так или иначе связанные с классикой. Вот некоторые из них: "Я не верну Пастернака в библиотеку", "Письмо Ване Солнцеву", "О Чехове, о жизни, о себе", "Я пишу из России, где родился и рос мой любимый поэт - Сергей Есенин", "Письмо Чехову от знакомого хирурга"... Этот конкурс сочинений можно рассматривать как своеобразную репетицию выпускного сочинения. Она показала: материал уроков литературы школьники знают, но до свободного рассуждения, умения излагать свои собственные мысли, не опираясь на чужой текст, еще далеко. Кстати, выпускное сочинение ученики будут писать 2 декабря.
Наталия Третьяк, заместитель министра образования и науки России:
- Всероссийский конкурс сочинений показал, что литература и чтение книг продолжают оставаться существенной частью жизни молодежи. Я очень рада, что тысячи ребят продемонстрировали свою любовь к литературе, желание поделиться своими мыслями, высказать свою точку зрения. В федеральном этапе участвовало 340 работ из 85 субъектов Российской Федерации по 4 тематическим направлениям. 100 лучших сочинений войдут в специальный сборник и будут размещены на странице конкурса в интернете.
Выпускные сочинения сейчас учитываются при приеме в вузы. Но ставят оценки за них не везде. Какие вузы будут в этом году проверять сочинения?
Ефим Пивовар, ректор РГГУ:
- Будем проверять практически все сочинения. В первую очередь на специальностях, связанных с филологией. В прошлом году давали за сочинение максимум 5 баллов. Думаю, в этом году сделаем так же.
Вячеслав Башев, проректор ВШЭ:
- В этом году в ВШЭ за сочинение можно было получить до 10 баллов. В ходе приемной кампании около 100 экспертов проверили почти 12 000 сочинений. Средний балл за сочинение среди наших абитуриентов составил 5,7 балла. ВШЭ планирует и в будущем году засчитывать при поступлении выпускное сочинение. Как и в этом году, мы будем его полноценно оценивать.
Максим Казанцев, секретарь приемной комиссии Челябинского госуниверситета:
- Мы проверили сочинения у всех, кто поступал на бюджет. Их было 3 тысячи. Очень трудоемкая и затратная работа, но, тем не менее, мы не хотим отказываться от проверки сочинений. Оценивать, скорее всего, будем, как и раньше, по 10-балльной шкале.
Леонид Брагин, проректор РЭУ им. Плеханова:
- Если не будет прямого указания министерства, мы не будем перепроверять сочинения. Это слишком большие траты для вуза.