Дворцы и парки
- Сейчас федерального финансирования дополнительное образование детей не получает, - рассказала на Всероссийском женском форуме в Петербурге руководитель проекта, лидер инициативы АСИ Марина Ракова, - схема государственно-частного партнерства в социальной сфере и в образовании не применяется. Граждане ориентированы на философию потребления: государство мне должно. Должно быть обязательное бесплатное общее образование, медицина, досуг и так далее. Новая система строится на альтернативных экономических и бизнес-моделях. Мы стараемся объединить усилия государства и общества и направить их на нужды страны в плане получения талантливых, профессиональных кадров в будущем.
По словам Раковой, новая система превратит привычные с советских времен дворцы пионеров, где детям предлагались любые занятия по душе, в детские технопарки. Для талантов здесь организуют среду для ускоренного развития, обучение различным профессиям по инновационным программам.
С 2018 по 2020 год такие технопарки должны появиться в 20 регионах страны. А протестируют модель уже в 2016 году в Республике Татарстан, Московской области, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе. Как ранее заявлял директор АСИ, реформа допобразования - одна из самых масштабных и необходимых стране, и продиктовано это тем, что 90 процентов таких услуг представлено лишь спортивными и музыкальными секциями.
Интересно, что впервые по схеме ГЧП для развития детей хотят не только задействовать материальные ресурсы, но и наполнить их новым содержанием. В Петербурге, к примеру, есть уже успешные проекты в сфере образования, реализованные по схеме ГЧП, но они касаются только "стен". Так, в Пушкинском районе с использованием данной схемы уже не первый год строятся школы и детские сады. По новой же схеме в проект должен быть вовлечен и "дух", самый смысл нового образования.
Нужны те, кто шьет паруса
По данным некоторых исследователей, вложения в дополнительное образование являются весьма выгодными - один доллар, потраченный на детей с 7 до 10 лет, в итоге дает 100 долларов прибыли, у дошкольников этот коэффициент еще больше. Составители программы рассчитывают, что вкладывать эти деньги будут бизнес и меценаты.
- В нашей стране очень плохо построена система работы с одаренными детьми, - отмечает Марина Ракова. - Образуется "дырка" между школой и вузом, где ребенок теряется. Еще недавно ты ездил по всему миру, с тобой здоровались за руку знаменитые люди, а сегодня ты первокурсник, и все надо начинать заново. Неизвестно, куда идти - нет единой социальной траектории для таких детей.
Второй существенный аспект нового дополнительного образования - зафиксировать социальное положение ребенка в команде, важность каждой выполняемой функции.
- Очень важно сделать систему дополнительного образования не системой выращивания лидеров, стране не нужны лидеры в таком количестве, - поясняет Марина Ракова. - Нужно не десять капитанов, а те, кто шьет паруса, устанавливает их, прокладывает курс и так далее. Такие кадры смогут работать в любом проекте и вести свой продукт к результату.
В работу активно включилась Ассоциация продюсеров кино и телевидения, которая будет работать в специализированном детском технопарке по отдельному направлению в рамках концепции альтернативного образования детей.
- В нашей отрасли глобальная проблема - некачественное образование, а непрофессионалы не могут делать хорошее кино и телепередачи, - рассказала советник председателя ассоциации Анна Крутова. - Если в советское время выпускали 80 часов теле- и кинопродукции, то сейчас уже восемь тысяч. При этом количество профильных вузов не увеличилось, а технологии не просто не сдвинулись с места, а даже многие оказались утраченными, ушли мастера. Сейчас образовательную функцию выполняют продюсерские студии. Кино и телевидение являются не просто творческими, но и высокотехнологичными отраслями, однако инженерное образование здесь сведено к нулю. И работать нам с будущими профессионалами нужно с малых лет, потому что в 20 лет уже поздно решать, связать свою жизнь с киноиндустрией или нет.
По мнению экспертов, необходимо исправить главный недостаток нынешней системы образования - разрыв образовательного процесса с производственным.
- Мы поддержали инициативу обучения детей в технопарках, поскольку именно так учат специалистов в кино- и телешколах по всему миру, - говорит Крутова. - Тебе сразу дают в руки камеру, ты сразу включен в работу наравне со всеми. Мы будем с первых дней вместе с детьми создавать кино, и они будут получать образование через этот процесс.
Приходится выбирать
Довольно важным остается вопрос, как именно будут финансироваться современные образовательные центры, поскольку федеральное финансирование является своего рода гарантией проекта. В условиях все ускоряющегося технологического прогресса обеспечить современным оборудованием будущих гениальных инженеров, технологов, операторов будет стоить весьма недешево. Переложить эти расходы на родителей просто нереально: технически совершенные кружки и секции будут пустовать. А программа ГЧП, на которую планируют опираться разработчики, по закону предполагает обязательное софинансирование из частного кармана, регионального и федерального бюджетов. В то же время в современной экономической ситуации местная казна не справляется даже с теми статьями социальных расходов, на которые уже есть деньги из федерального кошелька. Так, в 2015 году Карелии пришлось отказаться от 19 миллионов рублей, выделенных на инклюзивное образование.
О том, что республика не освоит деньги, стало известно по итогам заседания совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством вице-премьера Ольги Голодец. Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов сообщил, что два субъекта не будут развивать в 2015 году программы инклюзивного образования в школах общей стоимостью 60 миллионов рублей.
- Это Карелия и Бурятия. Сумму пришлось перераспределять, - отметил он.
Как прокомментировал министр образования республики Александр Морозов, речь идет о средствах по программе "Доступная среда", которая реализуется совместно. Республика должна была добавить к федеральным 19 миллионам еще около семи, но денег так и не нашли.
- Бюджет в этом году достаточно сложен, и нам пришлось выбирать, - пояснил министр. - Дело в том, что коррекционные интернаты включены в федеральную программу по подготовке к 100-летию Карелии. Практически три из четырех будут реконструированы с созданием всех современных условий для обучения детей, но регион за свой счет должен подготовить проектно-сметную документацию. Основные средства пошли именно на эти цели.
630 тысяч рублей составят субсидии из бюджета Петербурга на допобразование в 2016 году
Дмитрий Чернейко, глава комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга:
- Систему надо менять, начинать подготовку с ранних лет, организовать связь между всеми звеньями цепочки образования, а также найти стейкхолдеров, которые обеспечат движение по этой цепочке.
И ответственность за обучение должна лежать в первую очередь на человеке, что у нас в стране последние годы не поощрялось. В итоге "провал" образуется не столько перед вузом, сколько в вузе и после него. Человек часто не понимает, чему его учат и зачем, так как не чувствует своей ответственности за собственное образование. Парадоксально, но, когда беседуешь с работниками средней школы, они говорят, что наше образование - самое хорошее. А ректоры вузов жалуются, что абитуриенты приходят неподготовленными, и это подтверждается баллами ЕГЭ, к тому же многие отсеиваются в процессе учебы. Работодатели, в свою очередь, жалуются на выпускников вузов, которых приходится доучивать и переучивать на рабочем месте, а значит, вкладывать немалые деньги в собственные учебные центры.