Но для большинства людей во всем мире Пальмира стала символом фанатичного неприятия террористами из запрещенного в России "Исламского государства" любых произведений человеческого гения. Они взорвали в древней столице королевы Зенобии триумфальную арку II века нашей эры, а также множество других бесценных исторических памятников. Все это сделано под предлогом возвращения к "чистому исламу". Хотя на самом деле террористы просто превратили антики Сирии и Ирака в источник обогащения. Взрывая крупные здания, они выставляют на черный рынок археологических раритетов небольшие по размеру находки - статуи, украшения, древнее оружие.
Впрочем, как рассказал "РГ" гендиректор департамента древностей и музеев минкультуры Сирии Маамун Абдулкарим, разрушение больших зданий - таких, как триумфальная арка, - или взорванные месяц назад в той же Пальмире три погребальные башни - дело поправимое (всего в одной только Сирии в ходе войны разрушено более 450 исторических построек).
- При взрыве остаются большие обломки, и мы потом соединим их вместе, восстановив исторический облик зданий, - заверил Абдулкарим. - У нас огромный опыт восстановления, поскольку исторических памятников на территории Сирии очень много. Например, уже готов план реставрации пострадавшего в ходе боев замка Крак де Шевалье. Причем он обошелся в пять процентов от реальной стоимости, поскольку был составлен сирийскими специалистами, большинство из которых работают практически бесплатно.
Тем не менее восстановление всех разрушенных исторических объектов на территории Сирии все равно в итоге обойдется в миллиарды долларов. При этом ущерб от грабежей, по словам ученого, еще выше. На подконтрольных "ИГ" и "Ан-Нусре" территориях города с пяти- и шеститысячелетней историей раскапывают бульдозерами, выбирая из отвалов только самое ценное, в первую очередь золото. Все остальное остается в кучах мусора.
"Они используют бедность и неграмотность людей, не понимающих, с чем они имеют дело, - подчеркнул глава сирийских древностей. - Ищут драгоценности, небольшие предметы, которые можно дорого продать, уничтожая попутно все остальное, смешивая культурные слои. По сути, они просто вырывают страницы из истории".
В Сирии ищут сейчас древности не только крестьяне, но с 2013 года там работают банды так называемых "черных археологов", которые до того уже успели разграбить археологические объекты в Ливии. Львиная доля найденного поступает в распоряжение "Исламского государства" или других группировок, на чьей территории проводятся раскопки. Затем через Турцию, Ливан, Израиль, Иорданию ценности вывозятся на аукционы или под прямые заказы коллекционеров на Запад. Часть из них, впрочем, остается у не чуждых прекрасному посредников по пути следования. Многие вещи также до поры оседают в запасниках и частных хранилищах, чтобы всплыть на рынке лет через десять.
- Мы обращались к соседям с просьбой не пропускать культурные ценности, похищенные в Сирии, но в ответ почти ото всех - тишина, - сокрушается Абдулкарим. - Единственный, кто сотрудничает с нами в плане пресечения контрабанды - это Ливан, который уже вернул нам 6,5 тысячи артефактов. Очень большое число древностей вывозится через Турцию, но Анкара молчит, поскольку выступает против Асада. Мы уже предлагали туркам, мол, не хотите с нами общаться - так хотя бы передавайте информацию в ЮНЕСКО, в Интерпол. Соберите пресс-конференцию, на которой перечислите, какие из сирийских артефактов находятся у вас или о судьбе которых вы имеете представление. Я знаком со многими турецкими археологами, и вижу, что им стыдно за происходящее.
В настоящее время 99 процентов экспонатов из 34 исторических музеев Сирии вывезены в Дамаск, в хранилища Национального музея, который уже год, как не работает, поскольку все, что было выставлено в его залах, тоже на всякий случай спрятано. В помещениях, защищенных железными жалюзи и сигнализацией, уложены рядами 400 скульптур из Пальмиры, артефакты из Идлиба, Дейр-эз-Зора и других мест, где сегодня идут бои.
"Должен сказать, что грабят раскопки далеко не везде, - добавил Абдулкарим. - Многие местные жители защищают расположенные у них музеи. Например, так было в Идлибе. Но в целом ситуация все равно ужасная".