Новая комедия Терри Джонса расстроит поклонников "Монти Пайтона"

Терри Джонс, один из участников комик-труппы "Монти Пайтон", снял фильм, который с некоторым запозданием выходит в прокат в нашей стране. Зарубежная критика уже успела насторожить российских поклонников "великолепной шестерки" шквалом негативных отзывов. И, как оказалось, не зря. Всем, кому дорого наследие одного из самых выдающихся юмористических коллективов Великобритании, следует держаться от картины "Все могу" подальше.

В амплуа режиссера Джонс пока не достиг высот, взятых его матерым тезкой и соратником Гиллиамом. Однако это еще ничего не значит - при съемках скетчей "Пайтонов" он часто с успехом руководил процессом, а также снял оба их полнометражных шедевра - "Священный Грааль" (совместно с тем же Гиллиамом) и "Житие Брайана" (самостоятельно). Есть у него и некоторый опыт режиссерской работы вне шоу. Короткометражки, сериалы, различной ценности юмористические проекты - все это наглядно продемонстрировало, что чем ближе Джонс был к коллегам по труппе, тем лучше ему удавалось шутить (достаточно вспомнить замечательного "Эрика-викинга"). Но соучастие артистов Летающего цирка тоже не всегда помогает. И новая комедия - лучшее тому подтверждение.

Нет, она, безусловно, смотрится выигрышно на фоне того, что в этом жанре обычно снимают в США. Здесь несравнимо меньше острот "ниже пояса", нет вызывающих тошноту сцен и почти отсутствует туалетный юмор (хотя рекламщики все это любовно собрали по крупицам и впихнули в трейлер). К сожалению, это и есть основные достоинства фильма. Все остальное - сюжет, персонажи, шутки - соревнуется в банальности.

Главный герой - добродушный учитель-недотепа Ник Кларк (Саймон Пегг). Он живет один с собакой, стесняется познакомиться с симпатичной соседкой, приятельствует с таким же неудачником и выслушивает ругань в свой адрес со всех сторон с виноватой улыбкой. Вдруг его жизнь круто меняется: он получает возможность творить любые чудеса. Тут-то и обнаруживается коронный прием, на котором держится весь юмор фильма: наглядная демонстрация опасности прихотей. Как и персонаж комедии "Ослепленный желаниями", Ник постоянно становится жертвой неудачно сформулированных просьб. И, как Брюс Всемогущий, неизбежно осознает, что настоящего счастья не достигнуть никакими магическими способностями.

Правда, своей суперсилой Кларк обязан не дьяволу и не богу, а инопланетянам - так что с моральной стороной вопроса ему попроще. Природа его дара весьма нелепа: сверхмогущественные жители далеких галактик решили таким сомнительным образом проверить землян на порядочность. Затея тем более странная, что сами они особой гуманностью не отличаются: уничтожить планету для них ничего не стоит. Чрезмерно разумными их тоже не назовешь - монстрам даже не приходит в голову обезопасить самих себя от оружия, которое они вручают более примитивному существу. 

Впрочем, в глупости существо с ними успешно соперничает. И если часть из идиотских решений Ника можно списать на его образ лопуха, оставшиеся многочисленные промахи призваны лепить очередные предсказуемые гэги и тем самым продвигать корявенький сюжет. Обладая неограниченными возможностями, Ник пользуется ими только тогда, когда это не мешает ему попасть в новую дурацкую ситуацию и выглядеть придурком.

Все остальное время нам предлагают смеяться над стереотипным американским дуболомом, умиляться говорящей собаке и находить забавной пародию на восточную секту.

Наличие в полуторачасовом фильме пары неплохих шуток его спасти, конечно, не может. В итоге в своих потугах рассмешить зрителя картина оказывается настолько беспомощной, что ее оригинальное название Absolutely Anything ("Абсолютно все") впору менять на Almost Nothing. 

Кстати, вольный перевод названия - самое малое, чем локализация навредила и без того унылому продукту. Участие мэтров из "Монти Пайтона" в озвучке анимированных чудовищ, которое могло хоть как-то реабилитировать картину в глазах поклонников, почти полностью нейтрализуется дубляжем (за исключением нескольких слов на внеземном языке). Загадочное нежелание российских прокатчиков воспользоваться субтитрами также лишило нашего зрителя возможности услышать голос Робина Уильямса, успевшего перед смертью озвучить пса Денниса. Так что упоминание этих артистов в титрах, заботливо сохраненное в российской прокатной версии, выглядит просто как издевка. Преданным фанатам "Летающего цирка", которые все же придут посмотреть фильм Терри Джонса, придется довольствоваться его появлением в кадре. Всего на несколько секунд и почти в самом начале. А дальше уж точно можно не смотреть.

2.0