Пояснений попросило минобороны РФ. Как сказано в обращении, сложившаяся практика допускает двоякое толкование Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". По сути, камнем преткновения послужило именно наименование закона - суды, в том числе ВС РФ, разошлись во мнениях, считать ли перечень лиц, указанных в названии документа, исчерпывающим.
В 2004 году КС признал не противоречащим Конституции закон, по которому пенсионерам при поступлении их на службу в перечисленные в законе структуры выплата пенсий на время службы приостанавливается. В то же время в документе нет указания, к примеру, на поступление в таможенные органы. Суды, рассматривая такие споры, в одних случаях принимали решение о приостановке выплаты, в других считали такой подход неправомочным.
- По мнению минобороны, противоречивая практика судов и неоднозначная позиция Верховного суда при разрешении вопроса о правомерности действий пенсионных органов по приостановлению выплаты пенсий за выслугу лет тем пенсионерам, которые вновь поступили на службу, ставит в неравное положение граждан, относящихся к одной категории, влечет за собой не имеющие разумного оправдания различия в их пенсионных правах при продолжении службы. А это противоречит основополагающему принципу равенства. Но по мнению КС, в этом случае разъяснение по вопросу, поставленному минобороны, не требуется. В постановлении 2004 года уже было указано, что пенсия за выслугу лет назначается гражданам, проходившими службу, только при условии оставления ими этой службы. А поскольку граждане обладают свободой выбора - продолжить службу или пойти на пенсию - такая дифференциация не может рассматриваться как нарушение равноправия, гарантированного статьей 19 Конституции.
Суд еще раз указал, что закон о пенсионном обеспечении военнослужащих по буквальному смыслу статьи 1 ограничивает круг лиц, на которых распространяется его действие. В то же время ряд законодательных актов распространяет его действие на граждан, проходивших службу в иных органах. Так, законы "О прокуратуре РФ" и "О службе в таможенных органах РФ" приравнивают сотрудников этих органов в части пенсии к лицам, проходившим военную службу.
- Предписания этих законов отсылают не к отдельным положениям закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к данному закону в целом, - указал КС РФ.
Т.е. правило о приостановке выплаты пенсии за выслугу лет распространяется на сотрудников любых военных или правоохранительных структур. Дальнейшее рассмотрение этого вопроса не требуется, а потому рассмотрение ходатайства минобороны прекращено.