24.11.2015 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Население готово терпеть рост цен ради развития промышленности

    Население готово терпеть рост цен ради развития промышленности
    За последний год потребительская корзина россиян претерпела серьезные изменения. Однако импортозамещение полным ходом идет не только на продуктовом рынке. Качественные и конкурентные товары предлагают и отечественные промышленные предприятия. О дополнительных стимулах для бизнеса развивать производство "РГБ" рассказал сопредседатель "Деловой России", председатель комиссии по вопросам импортозамещения в промышленности при Минпромторге России, председатель экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян.

    - Исполняется ровно год, как Россия взяла курс на импортозамещение. Как оцениваете промежуточные итоги?

    - Я рассматриваю импортозамещение больше не как госполитику, а как процесс, который может либо усиливаться политикой, либо происходить невзирая на нее, а иногда и вопреки ей. Последние 25 лет рыночного развития импортозамещение в России развивалось в основном стихийно, мы видели только результаты этого процесса. Успешных примеров особенно много в сельском хозяйстве, но они встречаются и в промышленности, например, это крупнейшие иностранные бренды в пивобезалкогольной продукции и автомобилестроении. Однако огромное количество других отраслей не смогло запустить процесс стихийного импортозамещения. Они оказались в зоне, которую государство не развивало, а бизнесу она была неинтересна, так как требовала больших усилий и капиталовложений, при этом принося мало прибыли. Некоторые из таких отраслей прекратили свое существование. Их надо либо целенаправленно создавать заново, либо ждать стихийного воссоздания. Электроника у нас хиреет, а некоторые принципиально новые разработки - те же нанотехнологии на уровне ниже 20 нанометров - отсутствуют. Государство может поймать удачный момент и усилить эффект импортозамещения, даже когда оно происходит стихийно, например, во время девальвации рубля.

    - Сейчас как раз такой период.

    - Точно. При девальвации издержки на производство в России резко падают, а экспортная цена остается та же. В нашей новейшей истории было несколько таких периодов: в 1998-1999 годах после дефолта, ровно через десять лет - с конца 2008-го по начало 2009-го и сейчас - то, что началось в 2014 году, когда курс сначала начал падать, в декабре рухнул, потом отрастал и снова падал. Для импортозамещения лучше, если этот период длится как можно дольше. Тем большее количество отраслей сможет войти в этот процесс, тем эффективнее меры господдержки, тем больше шансов вернуть заемные средства, выданные госинститутами.

    - Сколько, на ваш взгляд, продлится период девальвации?

    - В последний год к привычному для России фактору - девальвации, добавился новый - санкции и, как следствие на них, антисанкции. Все опросы свидетельствуют, что население в целом поддерживает курс президента, готово терпеть рост цен ради развития отечественной промышленности. В связи с этим мы считаем, что санкции и антисанкции надолго. Скорее всего, надолго и цены на нефть, и новые уровни курса рубля. И этим текущий период госполитики импортозамещения резко отличается от предыдущих двух. Это будет длинный период. Стало быть, есть все условия, чтобы им эффективно воспользоваться.

    - Где плоды импортозамещения последнего времени наиболее заметны?

    - Там, где оно раньше началось, то есть в оборонно-промышленном комплексе. Санкции привели к остановке многих поставок компонентов, элементной базы, оборудования, которые необходимы для производства изделий оборонно-промышленного назначения. Многие украинские и западноевропейские изделия из этой группы товаров уже успешно заменены. Представители многих отраслей ОПК отчитываются о том, что им удалось решить те задания, которые они получили год назад. То, что гособоронзаказ продолжает выполняться, несмотря на остановку поставки комплектующих, и есть лучшее доказательство того, что импортозамещение в области ОПК успешно реализуется.

    - Но людей больше интересует "гражданка"...

    - В гражданских отраслях эта история началась только в этом году. Весной минпромторг утвердил 18 отраслевых планов импортозамещения, потом еще 2. Вначале они были под грифом "для служебного пользования", но сейчас информация по большинству видов продукции размещается на сайте Проммонитор.рф. Всего в планах около 2300 видов продукции. Любой производитель, который хочет открыть новое производство какого-то из них, может получить на сайте информацию о том, кто является его потребителем, и готов переориентироваться на отечественных поставщиков. Подчеркну, что никто никого не заставляет отказываться от импорта. Планы импортозамещения - это лишь ориентиры для отечественных производителей, в какую сторону можно идти, поскольку там есть спрос и готовность переходить на отечественное при прочих равных. То есть обеспечьте, пожалуйста, потребительские свойства, качество, безопасность на уровне импортной продукции и по приемлемой цене.

    Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Елена Шмелева

    - В чем тогда заключается промышленная политика в области импортозамещения, кроме рекомендаций?

    - Некоторые отрасли - очень капиталоемкие с точки зрения стартовых инвестиций, бизнес не заходит туда сам, без дополнительных стимулов. И если мы обратимся к опыту развитых или быстроразвивающихся стран, то обнаружим, что и там бизнес не заходил в эти отрасли без соответствующих форм господдержки. Какие это формы? Первое - это ориентация государственных институтов развития на соответствующие отрасли и виды деятельности. Второе - создание макроэкономических условий через налоговые льготы, тарифы и т.д. И третье - улучшение различных факторов: повышение квалификации, выделение для такого рода деятельности нефинансовых ресурсов: земли, концессий и т.д. В рамках этих трех направлений надо активизировать деятельность государства.

    - Фонд развития промышленности выделил уже более 19,2 млрд руб. на 56 проектов. На что конкретно?

    - Из них 4/5 - это проекты в области импортозамещения. Оставшаяся часть - это проекты, которые способствуют закупке отечественной продукции и тем самым косвенно формируют спрос для импортозамещения. Эти проекты были отобраны из более чем 2 тыс. поданных заявок. Даже если в пять раз увеличить объем фонда и давать не по 20 млрд, как сейчас, а по 100 млрд руб. в год, фонд уверенно справится с таким масштабом. Потому что наша промышленность нуждается в триллионных вливаниях, для того чтобы реализовать потенциал импортозамещения.

    - Многих отсеиваете на экспертном совете?

    - Если кого-то и отсеиваем, то, скорее, от нехватки средств или оттого, что заявители не могут с ходу прояснить некоторые вопросы. Один из проектов с третьей попытки все же был принят, так как заявители в итоге ответили на все возникшие вопросы. Несмотря на жесткие требования, фонд притягателен, потому что предоставляет финансирование в достаточно больших объемах - до 700 млн руб. всего лишь под 5% годовых и на длинные сроки - пять лет. В понимании большинства читателей "тратить государственные деньги" означает "потерять". Я подчеркиваю: средства фонда - возвратные.

    - В России постоянно создаются новые институты развития. Не значит ли это, что уже созданные оказываются неэффективными?

    - Как правило, создаются отраслевые институты развития там, где раньше их не было. В России есть Фонд развития интернет-инициатив, "Росинфокоминвест", РВК, "Роснано", Национальный экспортный центр и многие другие. Не все они тратят госсредства. То же Агентство кредитных гарантий выпускало под них гарантии, деньги размещались в казначейские облигации, депозиты крупнейших банков и приносили дополнительный доход. Если же институт развития тратит средства, иногда действительно лучше создать новый институт, чем влить дополнительные деньги в существующий. Два новых фонда будут работать эффективнее, чем один укрупненный. Кстати, большая часть российских институтов развития - это прямые заимствования из международного опыта, иногда до смешного, вплоть до названий, параметров численности и т.д.

    - Насколько эффективен институт особых экономических зон? Из нескольких десятков зон можно по пальцам пересчитать действительно успешные, в остальные инвесторы не идут.

    - Если какие-то зоны или институты развития плохо проработаны, давайте разбираться, почему. Где слабое звено - в команде, организации принятия решений, экспертизе, узости отраслевого поля? Нельзя судить обо всем институте на основе одного-двух негативных примеров. Иногда первые инвесторы, которые начинают переговоры с какой-то ОЭЗ, сталкиваются с проблемами, например коррупционными, и распространяют информацию об этом в инвестиционных кругах. Но есть обратные примеры, когда в ОЭЗ появляется первый, второй, третий инвестор, и к ним как к точкам концентрации начинают стягиваться остальные, иногда формируя кластеры, потому что возможности производства порождают соответствующий сбыт. Не надо мешать все в одну кучу. Это как на рынке: множество предприятий создается и множество разоряется. Но это же не повод запретить частную собственность и возвращаться к плановому хозяйству.

    Поделиться