Инцидент с СУ-24 отразится на российско-турецких отношениях

Вчера в Сирии сбили бомбардировщик Су24 российской авиагруппы. В Минобороны России уточнили, что трагедия произошла на территории именно этого ближневосточного государства, когда самолет шел на высоте 6000 метров. То есть был вне досягаемости переносных зенитно-ракетных комплексов, которые теоретически могли бы применить террористы.

О судьбе российских летчиков сбитого вчера в Сирии бомбардировщика Су24 на момент подписания номера достоверно было известно лишь одно. По данным Минобороны России, им удалось катапультироваться. Проходила информация, что на их поиски отправлены вертолеты российской авиагруппировки. Эта трагическая история вызывает множество вопросов. Мог ли наш бомбардировщик оказаться над турецкой территорией? Почему он был уязвим для чужих систем ПВО? Можно ли его было как-то защитить? И какая вообще была необходимость в уничтожении Су-24, даже если он явно непреднамеренно на несколько километров углубился на турецкую территорию?

Фронтовые бомбардировщики Су24М, которые работают против террористов Сирии, прошли глубокую модернизацию. Об этом свидетельствует буква "М", дополняющая аббревиатуру в его названии. По оценке экспертов, проведенные на самолете работы по модернизации позволили увеличить его боевую мощь в полтора-два раза.

Самолет оснащен бортовым комплексом обороны "Карпаты", включающим станцию предупреждения о радиолокационном облучении, систему постановки активных помех и устройство отстрела термоловушек.

Весь этот "охранный" арсенал вкупе с очень приличной скоростью бомбардировщика - 2400 км в час в воздухе и 1400 км в час у земли - и возможностью забираться на высоту до 11 километров во многом делает самолет малоуязвимым для средств ПВО, имеющихся в распоряжении боевиков ИГИЛ (организации, запрещенной в РФ).

Но, учитывая реальную опасность со стороны боевиков, наше командование явно не допускало мысли, что российский бомбардировщик обстреляют не террористы, а турецкие военные. По сути - партнеры наших авиаторов в борьбе с действующими в Сирии бандформированиями.

Появляется вопрос: а если бы на месте российского самолета оказался американский или военный борт другой страны, уничтожающей на Ближнем Востоке террористические банды? Его бы тоже сбили или сначала попытались выяснить, кто и почему оказался у границы?

Почему наш бомбардировщик оказался беззащитен перед современными системами ПВО? Тут есть нюансы. Чтобы обезопасить себя от ударов ракетами переносных зенитных комплексов типа "Стингер", наши самолеты и забираются на высоту в шесть километров. Однако современные средства защиты позволяют даже не новые боевые самолеты, к которым, например, относятся и Су-24, и Су-25, обезопасить от поражения самыми современными средствами ПВО, включая "Пэтриоты".

В последние годы в нашей стране создано целое семейство очень эффективных систем радиоэлектронной борьбы. Некоторые из них штатно входят в конструкцию новейших боевых самолетов, некоторые могут применяться на самолетах или вертолетах сопровождения, создавая непроницаемый для любых электронных систем противника экран.

К примеру, авиационный комплекс РЭБ "Рычаг". Он устанавливается на вертолетах и самолетах. Данные комплексы способны обеспечивать групповую защиту всей авиатехники, включая беспилотные летательные аппараты, от ударов ПВО противника в радиусе нескольких сотен километров.

"Рычаги" активно подавляют работу всех типов радиолокационных станций. И даже самый современный американский зенитно-ракетный комплекс "Пэтриот" становится слеп и беспомощен. Удар российской авиагруппы с "Рычагами" прикрытия неотразим. При этом не только подавляются вражеские радиоэлектронные системы, но и одновременно ведется радиотехническая разведка, которая выявляет чужие источники электромагнитного излучения.

Есть и другие очень мощные системы РЭБ, например наземные комплексы "Красуха". Они способны выжечь электронику любого самолета, управляемой ракеты и даже низкоорбитального спутника. Это тот самый лом, против которого нет никакого приема. Но "Красуха" может работать и по-умному, создавая ложные цели, перенаправляя высокоточные ракеты в пустоту.

Так почему же авиация ВКС РФ, работающая в Сирии, не использует в качестве прикрытия системы РЭБ? Ответ очень простой. Если их включить на полную мощность, ослепнут и выйдут из строя все чужие радиоэлектронные комплексы. Потеряется управление всей боевой авиацией НАТО над Сирией и прилегающими к ней странами, а также акваторией Средиземного моря. Но ведь мы там воюем не с армиями США, Израиля, Западной Европы и Турции. Мы воюем с бандитскими формированиями ИГИЛ, у которых нет радиоэлектронных средств, достойных для применения против них "Рычагов" и "Красух".

Российская авиация пусть и неформально, но действует в контакте с большой международной коалицией, использующей свои вооруженные силы против боевиков-джихадистов на Ближнем Востоке.

Если подтвердится, что Су-24 вполне осознанно сбили турецкие силы ПВО, то это будет самый настоящий удар в спину.

И что теперь могут предпринять наши военные в Сирии, чтобы подобное не повторилось? Не исключено, что периодически станут включать на полную мощность свои системы радиоэлектронной борьбы. А каждый боевой вылет авиагруппы прикрывать самолетами, оснащенными "Рычагами"? Тогда никакой ракетой, пущенной с истребителя F-16S или с наземного комплекса "Пэтриот", сбить Су-24, Су-25, тем более новейшие Су-30СМ и Су-34 будет невозможно. Свою авиацию нужно прикрывать. Хотя, конечно, прицельные комплексы чужих боевых систем, которые заранее берут на сопровождение наши истребители и бомбардировщики, могут быть полностью выведены из строя. Но это уже их проблемы.

В турецких СМИ появилась своя версия трагического инцидента - со ссылкой на официальные источники появилась информация, что самолет уничтожен огнем турецких сил ПВО. По одной версии - ракетой комплекса "Пэтриот", по другой - двумя истребителями F-16. Утверждалось, что российский бомбардировщик нарушил воздушное пространство страны, получил целых десять предупреждений, на которые наши пилоты якобы не среагировали. Только после этого по ним был открыт огонь. Понятно, что этой версией пытаются оправдать чудовищность произошедшего, но никаких документальных доказательств для ее подтверждения не приводят.

По словам начальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенанта Сергея Рудского, экипаж самолета катапультировался. "По предварительным данным, один пилот погиб в воздухе от огня с земли", - отметил генерал Рудской.

По данным российских военных, не наш бомбардировщик нарушил воздушное пространство Турции, а напротив, турецкий истребитель оказался в воздушном пространстве Сирии. "По данным радиолокационной разведки аэродрома Хмеймим, атакующий истребитель ВВС Турции нарушил воздушное пространство Сирии. Кроме того, турецкая сторона перед тем, как сбить Су-24, не пыталась установить контакт с экипажем российского самолета", - рассказал российский генерал, добавив, что попыток установить визуальный контакт с нашим экипажем со стороны турецкого самолета также не было.

Предположительно поражение было нанесено ракетой ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения, отметили в Генштабе. Генерал также подчеркнул, что в районе действий российской авиации проводится операция сирийских правительственных войск по уничтожению бандформирований, в которых, по данным российской стороны, сосредоточено более 1 тыс. боевиков - выходцев с Северного Кавказа.

"Обращаю внимание, что никто из наших партнеров и стран, ведущих боевые действия против ИГИЛ, никогда не говорил о том, что в этом районе находятся подразделения так называемой "умеренной оппозиции" и что они не рекомендуют наносить удары по этому району. Напротив, эти районы известны как территории, контролируемые наиболее радикальными бандформированиями", - отметил российский генерал.

В Минобороны России расценили этот факт как грубейшее нарушение норм международного права с самыми тяжелыми последствиями и прямое нарушение Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечения безопасности полетов в Сирийской Арабской Республике, заключенного с США и распространяющегося на все страны коалиции, включая Турцию. "Видимо, поэтому Турция начала экстренные консультации с НАТО, вместо того чтобы вступить в срочном порядке в контакт с Министерством обороны РФ", - указал генерал Рудской.

Кроме того, оказалось, что сбит во вторник был не только российский бомбардировщик. Вертолет, задействованный в поисках сбитого в Сирии российского военного самолета, был также сбит минометным огнем с территории, подконтрольной бандформированиям, сообщили в Генштабе РФ. Экипаж вертолета эвакуирован и находится на базе Хмеймим. Но погиб один российский морской пехотинец.

"В целях эвакуации российских летчиков с места приземления была проведена поисково-спасательная операция с привлечением двух вертолетов Ми-8.

В ходе операции один из вертолетов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории. Один морской пехотинец-контрактник погиб", - сообщил Сергей Рудской.

"Операция по поиску и спасанию экипажа подбитого российского бомбардировщика продолжается", - сказал он.

Также в Генштабе рассказали, как впредь будут осуществлять боевые вылеты.

По словам генерала Рудского, во-первых, все действия российской ударной авиации в Сирии отныне будут осуществляться только под прикрытием самолетов-истребителей.

А во-вторых, будут приняты меры по усилению противовоздушной обороны. С этой целью крейсер "Москва", оснащенный системой ПВО "Форт", аналогичной С-300, займет район в прибрежной части Латакии.

Предупреждаем, что все цели, представляющие для нас потенциальную опасность, будут уничтожаться. Третье: контакты с Турцией по военной линии будут прекращены", - рассказал российский военный.

По словам востоковеда Саида Гафурова, сирийские туркмены выступили против президента Башара Асада. "Этим воспользовалась Турция, сформировав среди них отряды, которые формально числятся в оппозиции, но при этом воюют не с правительственными войсками, а с "Исламским государством".

С помощью них Турция пытается захватить Ракку (самопровозглашенная столица ИГ) прежде, чем это сделают правительственные войска", - пояснил эксперт.

По мнению директора Института политического и военного анализа Александра Шаравина, спасти захваченного летчика Су-24 можно путем переговоров. "Там есть для этого подготовленные специалисты. От успеха наших переговорщиков уже будет зависеть судьба нашего пилота", - отметил эксперт.

Во вторник поздно вечером по московскому времени в США прошла совместная пресс-конференция президента США Барака Обамы и главы Франции Франсуа Олланда.

Отвечая на просьбу журналиста прокомментировать трагический инцидент в небе над Сирией с российским самолетом, Обама не нашел ни слов сочувствия, ни сожаления в связи с произошедшим.

Хозяин Белого дома вновь свел свое выступление к разговору о необходимости дальнейшей поддержки умеренной сирийской оппозиции и фактически оправдал позицию Анкары.

В свою очередь Олланд подтвердил готовность Франции сотрудничать с Москвой, если она "продемонстрирует готовность бороться против радикальной группировки "Исламское государство" и выступит в поддержку политического решения конфликта в Сирии".

Об этом, по словам французского лидера, он намерен сообщить Владимиру Путину в ходе визита в Москву, который состоится в четверг.

Хозяин Елисейского дворца подтвердил, что французская военно-морская группа координирует свои действия с российскими военными в восточном Средиземноморье.

мнение экспертов

Игорь Коротченко, член Общественного совета при Минобороны России:

- В первую очередь надо дождаться выводов расследования российских специалистов, которые сейчас находятся в Сирии. По предварительным данным, наш самолет был сбит истребителем на высоте около 6 тысяч метров. Способное на это вооружение в регионе есть только у Турции.

При всем при этом надо учесть, что Турция фактически является одной из сторон военного конфликта и ведет в Сирии гибридную войну. Турция активно участвовала в разжигании сирийского военного конфликта и сегодня является одним из финансовых и политических бенефициаров гражданской войны в Сирии. Турция финансирует боевиков, оказывает им помощь, закупает у ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) нефть по демпинговым ценам и ничего не делает, чтобы пресечь трафик боеприпасов и боевиков через турецко-сирийскую границу.

То есть это государство - спонсор международного терроризма. Это моя личная экспертная оценка. Турция здесь не нейтральная сторона, и я оцениваю их действия в отношении нашего самолета как акт международного терроризма. Потому что никаких оснований для атаки на российский самолет не было.

Франц Клинцевич, первый зампред Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности:

- В связи с этим инцидентом могу предположить, что Турция приняла участие в международной провокации. Такой вывод следует из данных, предоставленных нашими военными об обстоятельствах инцидента. Ведь у Минобороны России есть четкие доказательства того, где находился самолет в момент крушения.

Кроме того, точно известно, что самолет находился на высоте 6 тысяч метров, а мобильные ПЗРК работают на высоте до 4 тысяч метров. Это означает, что самолет был сбит стационарным устройством, которого у боевиков и террористов нет.

Что касается нашей реакции на действия турецких ВВС, то какими они могут быть, гадать не стану. Не сомневаюсь только, что решение будет приниматься с холодной головой. У нас достаточно крепкие нервы, чтобы не доводить ситуацию до взрыва. В любом случае контртеррористическая операция в Сирии будет продолжена. Сейчас же в первую очередь надо спасти наших пилотов.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока:

- Если российский самолет в Сирии был действительно сбит турецкими ВВС, то это - акт агрессии. Связан же он с тем, что Турция заинтересована в том, чтобы исключить контроль турецко-сирийской границы войсками президента Сирии Башара Асада. Именно через эту границу идет дешевая нефть с территорий, захваченных исламистами, контрабанда археологических артефактов и многое другое. Обратно через границу с Турцией "Исламскому государству" поступают боевики и оружие.

Это многомиллиардный бизнес, на него завязана попытка Эрдогана уничтожить сирийское правительство. Асад ему мешает. Но это однозначно агрессия, так как российские ВКС сообщили, что были над территорией Сирии. Теперь, видимо, Турция полагает, что ее прикроет блок НАТО.

Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований:

- После этого инцидента Россия имеет право начать процесс патрулирования сирийско-турецкой границы самолетами-перехватчиками с целью недопущения подобного рода происшествий в дальнейшем. Если же подобное повторится, то Россия может уже перейти на ответные действия против турецких самолетов-перехватчиков. Кроме того, Россия может расширить зону действия противовоздушной обороны на территории Сирии с целью возможности перехвата турецких летательных аппаратов, которые, по некоторым данным, периодически вторгаются на территорию Сирии. Если Турция продолжит свои провокационные действия, то с высокой степенью вероятности можно прогнозировать повторение подобного рода инцидента, только уже в отношении турецких самолетов.

Когда верстался номер

"Попадание ракеты в самолет Су-24М произошло над территорией Сирии. Место падения самолета находится на сирийской территории в 4 километрах от границы. По точным данным объективного контроля, наш самолет границу с Турцией не пересекал. Это же подтверждается данными сирийской ПВО", - заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской.