Мир вступил в очередной цикл низких цен, который может затянуться лет на 12-15. Спад пошел по всем основным рынкам: наиболее ощутимо - вдвое - упали цены на нефть, следом дешевеют уголь и металлы (до 25%). По данным профессора МГУ Натальи Зубаревич, в этом году промышленное производство в России снизилось на 5%, в том числе обрабатывающее - на 7%, строительство и розница потеряли по 10%. В тяжелой ситуации машиностроение, целлюлозно-бумажная, текстильная промышленность, на очереди медники.
- Но это еще не обвал. В отличие от кризиса 2008-2009 годов, этот - не V-образный. Он медленный и долгий, - прогнозирует Зубаревич. - С 2013 года ясно: наша модель роста перестала работать.
Спад инвестиций в 2015 году зафиксирован в 51 субъекте РФ, что ставит под угрозу программу импортозамещения, на которую возлагались большие надежды. Вообще-то, по оценке содиректора Научно-образовательного центра по мировой экономике ИМЭМО-МГУ Сергея Афонцева, стартовые условия для замены импорта в стране неплохие. В краткосрочной перспективе такие проекты могут быть успешно реализованы в АПК и металлургии, в среднесрочной - в машиностроении, фармацевтике, целлюлозно-бумажном производстве. Однако ожидать, что они обеспечат России экономический прорыв, все же не приходится.
- Пока мы не восстановим полноценные связи с мировым рынком капитала, нужно искать другие варианты развития, - констатирует ученый.
На чем России зарабатывать в условиях тотального снижения цен на основные экспортные продукты?
- Несмотря на усилия государства, даже в тучные годы мы не создали инновационной экономики, - делает неутешительный вывод директор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников.
При обсуждении ситуации на недавней международной конференции в Екатеринбурге "Российские регионы в фокусе перемен" многие ученые-экономисты сошлись во мнении: выход в том, чтобы переместить центры роста в регионы, сбалансировать их развитие, стимулировать конкуренцию между ними. Сегодня по уровню развития производительных сил субъекты РФ разительно отличаются друг от друга, при этом у власти на региональном и муниципальном уровнях нет особых стимулов концентрировать усилия на поддержке инвестпроектов и малого предпринимательства.
Как отметил советник ректора РАНХиГС Валерий Чичканов, рейтинг регионов в РФ составляется на основании 27 основных и 40 вспомогательных показателей. Вместо такой громоздкой системы стоило бы перенять опыт других стран, где регионы оценивают всего по пяти пунктам: создание новых рабочих мест, товаров и услуг, экология, уровень жизни и ее продолжительность. Эти индикаторы наглядно показывают, где действительно стремятся к развитию, а где - просто проедают поступающие из федеральной казны деньги.
В последние годы, по словам Натальи Зубаревич, в России удалось существенно снизить территориальное неравенство за счет перераспределения нефтяной ренты. Однако это палка о двух концах:
- Мы перераспределяем доходы так, что развиваться становится неинтересно, - говорит Зубаревич. - В 2014 году 75 субъектов Федерации имели дефицитные бюджеты. Это абсолютная разбалансировка системы.
Согласно Бюджетному кодексу, принятому еще в 1998 году, доходы должны распределяться между федеральным и региональными бюджетами в соотношении 50:50. Сегодня же по факту - 65:35, констатирует Чичканов. По его мнению, оптимальное соотношение - 40:30:30, ведь нельзя забывать и о 23 тысячах муниципалитетов, у которых ситуация с собственными доходами еще более незавидная.
- Пирамида перевернута: деньги сверху, население - снизу, - подтверждает замглавы администрации по стратегическому планированию Екатеринбурга Александр Высокинский. - Если не ослабить гайки муниципалитетам, страна будет колоссом на глиняных ногах. Отчисления НДФЛ нам уже снизили с 40 до 15%. Теоретически можно снижать и дальше, вот только Боливар не вынесет.