Необходимость принятия принципиально новой редакции КоАП назрела уже давно, ведь именно этот закон лидирует по количеству внесенных в него изменений. С момента его принятия в 2001 году президентом РФ было подписано более 350 федеральных законов, которыми было внесено в КоАП более 2500 поправок. В результате огромного количества изменений было утрачено единство правового регулирования. Закон стал громоздким и сложным для применения на практике.
Кроме того, за 14 лет действия КоАП накопилась более чем обширная практика его применения, нашедшая отражение в правовых позициях Конституционного суда, постановлениях пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов, постановлениях федеральных органов исполнительной власти. Эта практика требовала законодательного закрепления для обеспечения ее неукоснительного единообразного применения судами и другими органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях. Нельзя забывать и о проведенных после принятия действующего кодекса судебной реформе, реформе структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформе законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора), о государственной контрактной системе и о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
О необходимости принятия новой редакции КоАП говорит и существенно изменившаяся с 2001 года экономическая и политическая ситуация в стране. За 14 лет развития Российского государства и общества изменились не только количественные, но и качественные характеристики совершаемых правонарушений. И если предпосылки законодательного и правоприменительного характера главным образом сказались на форме и структуре нового законопроекта, то именно экономические и политические реалии предопределили содержание его Особенной части, устанавливающей перечень правонарушений и административных наказаний. Кроме Особенной части проект кодекса содержит Общую часть и Производство по делам об административных правонарушениях.
Новый КоАП разделяет все правонарушения на три категории: незначительные, значительные и грубые. Именно категория нарушения и совершившего его лица определяют максимальный размер штрафа. Например, если раньше гражданин за незначительное противоправное деяние наказывался максимальным штрафом в размере 500 руб., то согласно проекту эта сумма увеличится до 5 тыс. руб. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) максимальный размер штрафа за незначительное преступление увеличится с 2,5 до 25 тыс. руб., для должностных лиц - с 5 до 50 тыс., а для организаций - с 10 тыс. до 1 млн. При значительных правонарушениях величина максимального штрафа для ИП возрастет с 25 до 100 тыс. руб., для должностных лиц - с 50 до 200 тыс., для компаний - с 1 до 5 млн. В случае грубых противоправных деяний размер возможных штрафных санкций увеличивается в несколько раз. Для ИП - со 100 до 400 тыс. руб., для должностных лиц - с 200 до 800 тыс., для предприятий - с 5 до 60 млн.
Существенное увеличение административных штрафов является наиболее громким и значимым нововведением: по некоторым правонарушениям предлагается поднять их размер более чем в 12 раз. Однако нельзя не отметить предусмотренную проектом возможность при определенных обстоятельствах назначать наказание ниже установленного кодексом минимального штрафа. Ранее на возможность назначения наказания ниже минимального в отношении организаций указывал Конституционный суд.
Одними из самых "опасных" для бизнеса новых видов административного наказания являются ликвидация юрлица и прекращение деятельности ИП по решению суда. С другой стороны, это наказание предлагается назначать только за пять составов наиболее серьезных правонарушений: создание условий для торговли или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация порнографических изображений; незаконная организация и проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация доходов, полученных преступным путем. Применение такого наказания будет иметь последствия и для собственника привлекаемой компании - ему грозит запрет на учреждение новых организаций на определяемый судом срок.
Еще одним важным для бизнеса нововведением является наложение обеспечительного ареста на имущество лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако такой арест предлагается применять, когда речь идет только о значительных или грубых нарушениях, а также возмещении вреда, причиненного при совершении административного правонарушения.
Значительные изменения коснулись общих сроков привлечения к административной ответственности: они увеличены с двух месяцев до одного года. Стоит заметить, что истечение срока привлечения к ответственности - одно из самых распространенных оснований для прекращения судами дел об административных правонарушениях. В случае принятия законопроекта избежать наказания по этому основанию станет значительно сложнее. Несмотря на явно карательную направленность значительной части новелл, авторы проекта предлагают сбалансировать их возможностью освобождения от административной ответственности в ограниченных случаях и возможностью назначения наказания ниже минимального размера. В целом проект КоАП, являясь значительно более жестким по сравнению с действующим, одновременно и более совершенный.