01.12.2015 00:45
    Поделиться

    Закон "О защите прав потребителей" изменят в пользу продавцов

    Эксперты Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) совместно с коллегами из Торгово-промышленной палаты РФ и аппарата уполномоченного по правам предпринимателей готовят пакет поправок в Закон "О защите прав потребителей". Они надеются, что изменения в нормативный акт будут рассмотрены парламентариями уже в весеннюю сессию. По мнению автодилеров, закон в нынешней редакции защищает покупателей чересчур рьяно. При этом не только их права, но и капризы, потакая стяжательству.

    Как известно, не каждый автомобиль способен без серьезных поломок отъездить гарантийный срок. В этом случае авто должно быть отремонтировано в строго отведенное время. В случае его несоблюдения (запчасть может ехать от производителя, базирующегося на другом континенте, несколько месяцев) покупатель вправе требовать от продавца пеню за каждый день просрочки. И моральную компенсацию, даже если автосалон выдал клиенту подменный автомобиль. Так вот, нередко в совокупности все эти суммы в несколько раз превышают изначальную стоимость авто. Причем судебные инстанции в большинстве своем встают на сторону потребителя. Как сообщили в РОАД, ежегодно дилеры выплачивают по претензиям покупателей около 700 млн руб. компенсации. Число поданных против них исков исчисляется тысячами. В "РГБ" есть материалы по 14 судебным заседаниям. Дилеры выплатили по этим искам 50 млн руб.

    Проблема, по словам вице-президента РОАД Вячеслава Жигалова, зрела давно. Но последней, что называется, каплей стало недавнее (в середине ноября) решение одного из районных судов Грозного, взыскавшего с автодилера в пользу владелицы престижной немецкой иномарки почти 30 млн руб. при стоимости машины чуть более 2 миллионов.

    Местная жительница отъездила на машине два месяца, и у авто "полетела" автоматическая коробка передач. Гражданка потребовала заменить автомобиль на новый, однако дилер ограничился ремонтом АКПП. Владелица подала в суд, аргументируя тем, что ремонт она не заказывала, и потребовала расторгнуть договор купли-продажи и выплатить ей 50 млн руб. компенсации. В итоге суд взыскал с импортера 1,1 млн руб. штрафа, 2,3 млн руб. стоимости драндулета и 26,8 млн руб. пени за просрочку исполнения требования о замене товара на новый. Что называется, приехали: дилер разорен, владелица авто в шоколаде (полученная ею сумма законодательством не считается доходом, а значит, и не облагается налогом).

    Автодилеры признают, что бракованный автомобиль может попасться в каждой партии. В 99% случаев дефект невозможно выявить, пока авто не эксплуатируется. И, безусловно, никто не спорит, что за проданную некачественную вещь продавец должен отвечать перед клиентом (свой урон он потом может урегулировать с производителем). Но ведь сумма ответственности должна быть адекватной ущербу, нанесенному покупателю! В некоторых же случаях, по словам Вячеслава Жигалова, величина предъявляемого иска равняется годовой прибыли салона.

    Эту и подобные ситуации автодилеры называют потребительским экстремизмом. "С ним сталкивается каждый автодилер. Причины могут быть разные: от действительно неисправного автомобиля до намеренного причинения вреда фирме и недобросовестного поведения покупателей, - сообщил "РГБ" директор департамента продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Александр Зиновьев. - Закон "О защите прав потребителей" разработан так, чтобы максимально обезопасить покупателей от недобросовестных продавцов, но не предусматривает с их стороны ответственности при необоснованных претензиях. Для технически сложных товаров в закон необходимо ввести понятие "амортизация", то есть потребитель в случае возврата машины получает деньги с учетом ее износа. Такая поправка уменьшит число случаев потребительского экстремизма - полную стоимость товара получить будет сложно, что не позволит извлечь прибыль от возврата".

    Кстати, снижение стоимости товара в зависимости от срока его эксплуатации до момента обнаружения дефекта эффективно применяется в законодательстве многих стран. Например, в Великобритании законы о защите потребителя (The Consumer Protection Act 1987) и о продаже товаров (The Sale of Goods Act 1979) гласят: "Сумма возврата при расторжении договора зависит от пробега автомобиля и того, как долго вы являетесь его владельцем". Законодательство Германии устанавливает гарантию в 6 месяцев. В случае обнаружения недостатка потребитель может потребовать ремонт или обмен товара. Продавец вправе выбрать выгодный для себя вариант. При повторении дефекта или невозможности его устранения потребитель вправе потребовать расторжения договора и возврата денег, но с вычетом стоимости пользования товаром до поломки.

    Не секрет, что авторынок сейчас находится в стагнации, продажи с начала года упали более чем на 40%. И оптимизация некоторых положений "потребительского закона" позволяет не добивать рынок окончательно, разоряя дилеров. Помимо отсутствия в законе понятия амортизации к ФЗ есть и другие претензии.

    Например, пока закон уравнивает вину продавца, импортера и производителя. Потребитель не ограничен в выборе ответчика и в подавляющем большинстве случаев выбирает в качестве ответчика дилера, что приводит к нарушению принципа справедливости наказания. А ведь дилер по контракту с производителем (импортером) не имеет права изменить поставщика автомобилей или запчастей, отказаться от очередной партии товара из-за ненадлежащего качества. У него не существует технической возможности выявить производственные дефекты, которые могут проявиться спустя какое-то время.

    Согласно пп. 1-3 ст. 18 закона продавец несет полную ответственность за товар даже в случае отсутствия нарушения с его стороны. Так, если превышен предельный срок ремонта третьей стороной, потребитель имеет право обратиться с иском к продавцу. Аналогично, если третья сторона по какой-то причине не смогла устранить дефект, ответственность все равно возлагается на продавца.

    Если до появления существенного недостатка товар эксплуатировался без проблем, то требование закона о возврате стоимости товара, уплаченной в момент покупки, по сути означает безвозмездное владение товаром до момента обнаружения существенного недостатка, и является сбережением денежных средств за счет продавца (импортера или производителя), что соответствует данному в ст. 1102 ГК РФ определению неосновательного обогащения, считают представители автодилеров. Но норма "потребительского закона" о возмещении стоимости нового автомобиля действует, даже если гражданин покупал автомобиль, уже бывший в употреблении, то есть существенно дешевле нового.

    Ст. 23 ФЗ устанавливает ответственность продавца (импортера, изготовителя) за нарушение сроков исполнения законных требований потребителя. Сумма пени при этом достигает 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Но в большинстве случаев установить законность требований потребителя можно только в ходе судебного разбирательства. А они у нас, как известно, длятся месяцами. Таким образом, уход судьи по этому делу в отпуск или перенос заседания на долгое время может обойтись продавцу в стоимость нового авто. "Абсурдность такой "заботы" о потребителе становится еще более очевидной, если сравнить ее с компенсациями родственникам людей, погибших в результате каких-либо ЧП: суммы выплат в этом случае редко превышают 1 млн руб.", - сетуют дилеры.

    Справедливости ради отметим, что от потребительского экстремизма страдают не только продавцы авто, но и другой сложной техники, и даже турпутевок. Пару лет назад все отечественные СМИ обошла история старушки, целый год бесплатно путешествующей по миру за счет одной и той же турфирмы. Она фиксировала несоответствие услуг, прописанных в договоре, с фактическими (допустим, до моря было не 100, а 120 метров), отсуживала деньги и снова отправлялась в круиз. Когда наконец турфирма отказала ей в путевке, старушка-путешественница засудила ее за "неоказание услуг".

    "При разработке поправок мы вовсе не ставим целью ущемить права добросовестных потребителей, - сообщил "РГБ" Вячеслав Жигалов, - а лишь хотим защитить продавца от необоснованного произвола со стороны покупателей".

    Поделиться