В чем смысл обращения к повести полувековой давности?
Алексей Гуськов: Это литература, отобранная временем, она не о быте, а о бытии. С незамысловатым сюжетом, но с большими смыслами. Сам способ рассказа очень кинематографичен - не случайно оператор Андрей Найденов получил на "Кинотавре" приз за изобразительное решение. Мое знакомство с Тендряковым было поверхностным - в критике, я знал, его определили в "деревенщики". Решил узнать его поглубже и обнаружил, что во многих его историях - притчевая основа, они понятны не только в России: Тендрякова перевели на многие языки. "Находка" - история вневременная, путешествие души, путь человека к самому себе.
Сначала ваш герой предстает человеком-кремнем, уставшим и от людей и от жизни...
Алексей Гуськов: Я бы его назвал соляным столбом. Он уже ничего не ждет ни от окружения, ни от себя. Человек в футляре правил. И должно произойти что-то экстраординарное, чтобы он начал видеть хотя бы человека, который всегда рядом, - свою молчаливую жену. Хотя бы слышать ее. Это ведь проблема не только нашего общества. И она современна: все погружены в дивайсы, естественное общение почти ушло. На нас вываливается ворох информации о катастрофах, смертях, бедах - и возникла эмоциональная тупость. Все это - предмет фильма.
Как я понимаю, съемки проходили в экстремальных условиях.
Алексей Гуськов: Мы снимали в Медвежьегорске, куда только поездом. Природа совершенно невероятная, но не скажу, что этот край благоприятен для кинематографистов. Администратор вставал в пять утра, чтобы грейдером проложить дорогу до места съемок. И было -35°С, и замерзал визир у камеры, и оператор снимал почти вслепую - это очень жесткий спорт. Такие картины всегда невероятно красивы и невероятно трудны в производстве.
Вам пришлось лезть в ледяную воду.
Алексей Гуськов: Мне повезло: туда можно было подвезти передвижные баньки, и после того, как я бухнулся в нулевую воду, можно было отогреться.
Виктор Демент впервые снял игровой фильм - как с ним работалось?
Алексей Гуськов: Он хорошо образован и много "насмотрен", у него большой опыт в сценарном и редакторском деле. Работа шла системно, от заявки до сценария, который на питчинге в Берлине получил приз. На съемках был чуток к актерам, охотно принимал наши предложения, но чаще всего мягко и неназойливо добивался своего. У актеров часто возникает соблазн подмять текст под себя, а здесь я понял, что если не буду точно следовать построению фразы Тендрякова - все рассыплется. Нельзя пропустить ни запятой, ни восклицательного знака.
Вы имеете в виду не только диалог, но и структуру этой прозы?
Алексей Гуськов: Абсолютно. Посмотрите, как разработана сцена с похоронами погибшего ребенка. Какие там тончайшие нюансы человеческого отношения к событию. Именно здесь в герое происходит слом - он вдруг осознает свою ответственность за других. Да, это высокая литература, такая очень редко достается актерам.