Судя по разговорам, среди пришедших проститься с классиком отечественного кино было много людей из близлежащих регионов - поклонники его таланта специально приехали в столицу, чтобы проводить режиссера в последний путь. На улице им предстояло провести не меньше получаса, еще примерно столько же времени уходило на то, чтобы дойти до установленного на сцене в зале на втором этаже гроба с телом Рязанова. Уже к 10.30 сцена буквально утопала в цветах.
Гражданская панихида началась после 11 часов утра. К этому моменту количество пришедших проститься с Рязановым москвичей и гостей столицы достигло двух тысяч человек - и это число стремительно росло. Первым слово взял режиссер Вадим Абдрашитов.
- Я думаю, что влияние творчества, влияние личности Эльдара Александровича, недостаточно понято, хотя бы потому, что мы его современники, - сказал Абдрашитов. - Со временем все это станет яснее. Но в любом случае, его существование в одном времени и пространстве с нами во многом определили нашу жизнь. Сегодня мы прощаемся с явлением.
После этого к микрофону подошел еще один коллега Рязанова - режиссер Андрей Смирнов.
- Хочу согласиться с Вадимом Абдрашитовым, что мы не до конца понимаем масштаб человека, с которым мы сегодня прощаемся, - говорил он. - О том, что "Карнавальная ночь" и "Берегись автомобиля" будут жить вечно, я говорил Эльдару Александровичу в лицо. И сейчас мне это доставляет радость. Я вспоминаю, как в классе девятом мы, мальчишки, удрали с уроков, чтобы посмотреть "Карнавальную ночь". Мы не отдавали себе отчета, что живем в тоталитарном государстве, мы не понимали, что блистательно сыгранный Ильинским Огурцов - это образ правящей партии. Но какой глоток свободы мы испытали! Ничего подобного в нашем кинематографе не было. А "Гараж"… Это же подлинный образ нашего общества - каким оно было недавно и каким на наших глазах оно опять становится. Он не был холуем ни при какой власти - он всегда звал к свободе, интеллигентности, культуре. Среди его фильмов есть абсолютные шедевры, есть картины проходные. Но не слукавил он ни в одной из них. Мне кажется, что слова Блока лучше всего выражают суть того, что сделал Рязанов: "Он весь - дитя добра и света, он весь - свободы торжество!".
Олег Басилашвили признался, что собирался навестить Рязанова в больнице несколько дней назад, но, увы, не успел.
- Теперь вот увиделись только здесь, - дрожащим голосом произнес актер. - Тут много говорили о его великом таланте, гражданском мужестве, фильмах, большинство которых будут еще долго-долго сиять на экранах. Это все верно. И за все это я люблю Элика. Но для меня лично он - человек, которому я многим обязан в жизни. Пять фильмов сделаны вместе. И в каждом фильме он открывал не меня, не страну, не людей, а самого меня. И благодаря общению с ним, я начал понимать, что такое актер, режиссер, кинематограф. Благодаря ему, я понял, во имя чего артист много часов на грязном полу в ожидании съемки, с какой целью он выходит на экран и что хочет сказать зрителю. Всей своей жизнью Эльдар доказывал людям, что если ты равнодушен, если ты не гражданин, если ты не пронизан каким-то особым чувствам любви к своей стране, то ты не актер.
Вереница людей, желавших проводить в последний путь Рязанова, все прибывала. На сцену поднимались Лия Ахеджакова, Владимир Наумов, Алла Пугачева и Максим Галкин. Во время своей речи расплакалась Татьяна Догилева - она вспомнила, что творчество Рязанова принадлежало очень разным людям. И даже ее, девчонку из простой рабочей семьи, совершенно неслучайно назвали Татьяной, а в честь песни "Таня, Таня, Танечка" из "Карнавальной ночи".
Словам Догилевой живым подтверждением служили те люди, которые стояли перед сценой, - здесь были и звезды кино, и их поклонники, и студенты, и пенсионеры, и дамы в норковых шубах, и юноши в китайских пуховиках. Все они прощались с по-настоящему народным режиссером - одним из немногих за всю историю нашего кино. И, может статься, последним.