Соломою своею я думать не умею
2
Путешествие быстро превращается из географического в экзистенциальное. Потусторонняя реальность застывшего в ожидании неминуемого Нового года Екатеринбурга поглощает Лену с головой и то и дело толкает ее в лапы разных архетипичных чудовищ. Лена, слабо контактирующая с какой-либо реальностью вообще, реагирует на внешние импульсы, в основном, в пределах безусловных рефлексов, поэтому легко подчиняется любым поворотам несущего ее течения. Так она оказывается заложницей пьяного Гоши Куценко, любвеобильного либерала, наркомана-автолюбителя, полиции, снегурочек-проституток и семейства современных троглодитов.
Параллельно ее вялым приключениям в освещенном багряным светом киоске развивается другая история: продавец и друг продавца ждут пришествия сменщицы первого, то есть, главной героини. Если основная сюжетная линия пародирует "Одиссею" и чуть-чуть цитирует Лаймена Фрэнка Баума (или Александра Волкова), то побочная походит на вариацию пьесы "В ожидании Годо". Актер Александр Баширов и писатель Андрей Ильенков пьют, занимаются копрософистикой (sic!) и, постепенно постигая и деструктируя себя, доходят до крайней стадии безумия.
К слову о Гомере. Похождения Шабадиновой в царстве хтони - единственное, к чему можно применить эпитет "гомерический", что автоматически ставит крест на возможности рассматривать "Страну ОЗ" как комедию. Обилие обсценной лексики, демонстрация всех видов человеческих выделений и catch-phrase Лены "А у меня сестра копчик сломала", выдаваемые здесь за юмор, таковым, к счастью, пока не являются.
С другой стороны, паноптикум вышел весьма занятный. Рассматривать местных персонажей, бесконечно одиноких и безнадежно несчастных, списанных с бестиария суровой повседневности, любопытно, во многом благодаря добротной работе актеров и местами забавным - но не более - диалогам. Однако фрагменты, посвященные встрече с ними (а из таких фрагментов, собственно, и состоит львиная доля фильма) затягиваются, приедаются и попросту наскучивают.
Оттого "новогодняя комедия" становится чередой несмешных анекдотов, повествуемых нетрезвым рассказчиком, который на середине забывает, чем они должны заканчиваться, постоянно отвлекается, зато щедро приправляет свои упоительные хохмы отборным матом, и сам же над ними хохочет. А в конце этот рассказчик вдруг становится очень серьезным, смотрит тебе в глаза своими стеклянными глазами и доверительно бормочет что-то нечленораздельное, но очень важное и, по его мнению, умное.