В последние годы растет спрос на тематику зарубежных мультфильмов - как классики Дисней, так и современных картин, например "Холодное сердце" или "Свинка Пеппа", отмечает Наталья Иванова, руководитель по маркетингу уральского гольф-курорта Pine Creek Golf Resort: "Классические новогодние сюжеты вроде Щелкунчика и Снежной королевы поддерживают те центры и заведения, которые специализируются на сохранении культурных традиций - музеи, центры народной культуры и прочие. Что касается формата проведения, то сегодня на новогодних представлениях все чаще используются элементы шоу - световые эффекты, яркие костюмированные номера, эффектные научные эксперименты, фейерверки. Также популярны квесты, космическая тематика, детские дискотеки. Часто организаторы стараются использовать территорию возле своего заведения - после представления дети под музыку катаются на катке, на горках, играют в ледовом городке. Тенденция последних лет - использовать на праздничном мероприятии животных: мало кто откажется сделать фото с северным оленем, подержать в руках обезьянку или посадить к себе на плечо сову. Кстати, фотограф и специальные красочные фотозоны на елке - это тоже тренд недавнего времени".
Объем рынка новогодних представлений велик, как и конкуренция на нем. "Количество шоу настолько огромно, что родители теряются в выборе", - говорит Вячеслав Сафонов, детское праздничное агентство "Блори". Если исходить из продаж, самые популярные в этом году новогодние представления: Новые Фиксики в "Крокусе", Хозяйка мертвого озера (проект Братьев Запашных), Елка в Кремле "Новогодние приключения сказки", Новогоднее представление в Цирке Никулина и представление в храме Христа Спасителя "Свет волшебной звезды", сообщила "РГБ" Ольга Чембаева, маркетинг-менеджер "Московской дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс".
В этом году, как и в прошлом, самыми популярными представлениями остаются мюзиклы с новогодней тематикой, цирковые и ледовые шоу. Организаторы мероприятий обогащают шоу-программу наличием спецэффектов, богатых декораций, техническим оборудованием, привлечением звезд мирового уровня. Снегурочкой и Дедом Морозом детей уже не удивить. Большую популярность приобретают инновационные елки с участием роботов. "Они привлекают тех, кто уже устал от традиционных ежегодных представлений, - уверен Андрей Игнатов, директор по маркетингу Московского технологического института и Moscow Business School, генеральный продюсер "Битвы Роботов". - Сюда приходят ученики начальной школы, заинтересованные в роботах и новых технологиях. Полеты в космос в виртуальной реальности, говорящие роботы - это одинаково привлекает каждого ребенка. Традиционные хороводы и поиски посоха Дедушки Мороза их уже не вдохновляют - переросли. А здесь все по-взрослому".
Немаловажны и интерактивы. Времена, когда со звонком зрители бежали в гардероб за одеждой, уже прошли. Как правило, за час до и после представления гости участвуют в необычных развлечениях. "Ни одно детское мероприятие сегодня не обходится без интерактива. Очень популярны среди представления и праздничные мероприятия в формате научного шоу: химические эксперименты с сухим льдом и опыты с жидким азотом, в которых ребята принимают непосредственное участие, ведь все родители хотят, чтобы это было не просто весело и интересно, но и познавательно", - считает основатель проекта InLearno Александр Костин.
Стоимость билетов на детские праздники начинается от 300 руб. Однако по этой цене сводить ребенка удастся лишь в муниципальный Дом культуры или Центр детского творчества. Билеты на широко разрекламированные ледовые шоу или спектакли со знаменитыми актерами стоят на порядок дороже. Их цена начинается от 1300-2000 руб., верхняя граница практически отсутствует. Например, на шоу с участием Фиксиков билет по максимальной цене обойдется в 35 000 руб. Это комфортабельные диваны в VIP-партере прямо перед сценой, объяснил "РГБ" запредельную сумму глава сервиса Ticketland.ru Виталий Виноградов: "Средняя цена билета на новогодние представления (если убрать слишком дорогие места, которых очень небольшое количество) - 827 рублей. Если сделать выборку "хорошие места, партер, центр, то из максимально "дорогих мест партера" - 2424. Если взять среднее арифметическое по всем доступным елкам, то билет стоит 1625 рублей".
На цирковые представления цена билетов варьируется от 1000 до 2500 руб., на новогодние елки - от 500 до 5000 руб. Стоимость зависит от даты (чем ближе 31 декабря, тем дороже), времени (утренние спектакли обычно дешевле вечерних), места проведения. Имеет значение и масштаб мероприятия, и популярность проекта на рынке. При низких операционных расходах (сотрудники, декорации) значительный процент от суммы может составлять наценка за бренд. Вкладывает свой рубль в цену и наличие звезд в постановке. "Чем масштабнее представление, чем более пышные костюмы и декорации, чем больше звезд, тем выше цена билета. Если обычное корпоративное мероприятие может обойтись без привлечения медийных персонажей, то театральная постановка или мюзикл не сможет собрать полный зал без участия звезд. Стоимость билета, безусловно, возрастет", - отмечает Егор Доброгорский, глава агентства COMMUNICATOR Creative Events.
Билеты стоимостью выше 1000 руб. обычно уже включают подарок. Но в каждом случае организаторы представлений это решают самостоятельно. Иногда купон на подарок можно приобрести отдельно. Его стоимость в среднем составляет 400-500 руб. "Раньше подарок всегда входил в стоимость билета, но в целях увеличения числа покупателей, что достигается снижением цены билетов, теперь часто подарок выделен в отдельную опцию, которую оплачивают те, кто может себе это позволить. Цена подарка колеблется на разных представлениях от 300 до 1000 рублей. На VIP-елках цена подарка достигает 3000 руб.", - говорит Сергей Князев, владелец и генеральный продюсер праздничного холдинга "КнязевЪ". По мнению руководителя Детского центра развития "Чудо-Школа Умница" Анны Чепик, удобно, когда подарок идет за отдельную плату. "Многие родители не видят смысла переплачивать за наборы конфет, которые, скорее всего, их ребенку нельзя, или безделушку, которую все равно выбросишь через два дня. Это позволяет экономить на билете".
В структуре продаж пока доминируют классические "живые" билеты, но электронные набирают популярность. Сегодня уже 50-60% всех билетов приходится на долю электронных, сообщила Ольга Чембаева. "У электронных билетных операторов билеты на новогодние представления можно приобрести либо без наценки, либо с наценкой в 10-50%. У билетных спекулянтов наценка достигает 100%, - считает Сергей Князев. - Как ни прискорбно, борьба с теневым сектором продажи билетов малоэффективна и потому традиционно перекупщики получают 3-5% общего объема выручки с новогодних билетов. Цена у перекупщиков может превышать номинал на 100 и даже 200%".
Однако родители уже давно очень практично стали подходить к покупке билетов, считает Анна Чепик: "Билеты на елку - это все-таки не билеты в Большой театр, у которого в Москве нет конкурентов. Переплачивать в два раза, чтобы попасть на Кремлевскую елку, когда в театре рядом с твоим домом проводятся замечательные елки, сегодня уже никто не будет. Тем более в кризис. Поэтому я думаю, что рынок спекулянтов в этой области будет постепенно сходить на нет".
Отечественный рынок билетов на спортивные и развлекательные мероприятия ежегодно растет на 20%, его объем еще в 2012 году превысил 1 млрд долл. Доля билетов на новогодние представления от общего годового объема составляет 15-25%, говорит Сергей Князев: "Но в периоды экономических трудностей эта доля понижается до 10-15%. Такие показатели были в 1998, в 2008 и в нынешнем 2015 году".
Безусловно, в связи с кризисом многие постараются в праздники сэкономить. Однако, согласно соцопросам, две трети москвичей останутся на зимние каникулы в столице, соответственно, вырастут расходы на развлечения. Никакой кризис не должен влиять на праздничное настроение, тем более детей.