08.12.2015 00:40
    Поделиться

    По итогам трех кварталов года рынок лизинга в РФ сократился на 25%

    По итогам трех кварталов года рынок лизинга сократился на 25%, до 385 млрд руб., отметили аналитики RAEX на XIV ежегодной конференции "Лизинг в России-2015".

    Без субсидирования государством авто- и авиализинга объем нового бизнеса сократился бы на 40%. Качество лизингового портфеля ухудшается, растут объемы изъятой техники.

    "По нашей оценке, объем изъятой техники за 9 месяцев этого года составил около 53 млрд руб., что почти на 90% больше, чем двумя годами ранее. Подавляющая часть конфискованной техники, как правило, реализуется на вторичном рынке (около 90% с начала года)", - рассказал управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года лизингополучатели стали активнее брать в лизинг подержанное оборудование: его доля в объеме изъятой техники за последние 12 месяцев выросла с 6 до 10%.

    Качество изъятой техники зависит от сегмента, рассказывают участники рынка. В массовых сегментах, например автотранспорте, есть случаи полного уничтожения предмета лизинга за сравнительно короткий период эксплуатации. Кризис в очередной раз заставляет задуматься о создании более цивилизованного вторичного рынка, считает президент Объединенной лизинговой ассоциации, генеральный директор "Сбербанк Лизинг" Кирилл Царев. Это снизит издержки и позволит компаниям минимизировать потери. "Встает вопрос требований к лизингополучателю на тему контроля имущества и режимов его эксплуатации, насколько это реально реализовывать в договоре, - добавил он. - Мы с этим столкнулись в сегменте авиации. Есть понимание, что финансового лизинга в авиации с позиции невмешательства в судьбу предмета лизинга существовать не должно. Должны быть так называемые maintaince резервы (на покрытие издержек), депозиты на будущий ремонт, регистрация всего, что происходит с вашим имуществом. Как показывает банкротство одной из крупнейших авиакомпаний, возможные потери напрямую зависят от того, как вы контролируете то, что происходит с вашим имуществом". Царев признал, что такой контроль предполагает и рост издержек, однако он несопоставим с потенциальной потерей рыночной стоимости того актива, который лизингодатель будет забирать.

    Участники рынка называют этот год чрезвычайно тяжелым и отмечают, что лизинг отражает ситуацию с инвестиционным спросом. Когда он низкий, как сейчас, рынок не может чувствовать себя хорошо. Пессимистично настроены лизинговые компании и на будущий год. Проведенный на конференции опрос показал, что 39% ожидают падение объемов нового бизнеса в 2016 году на 5-15%, еще 22% считают, что существенных изменений не будет (плюс-минус 5%). Интересно, что, когда спрашивали не в целом по рынку, а по конкретным компаниям, 45% уверенно отметили, что по своей компании ждут роста не менее чем на 5%. Драйверами рынка на следующий год 30% назвали авиатехнику, 23% - легковой и грузовой транспорт, еще 30% выбрали вариант "иное".

    По мнению Кирилла Царева, ярко выраженного драйвера нет, вопрос в том, насколько каждый отдельный сегмент сократится, сколько будет вторичного лизинга и появятся ли новые инвестиционные стратегии, сегменты, которые до этого не были охвачены лизингом. "Много респондентов указали, что драйвером будет авиация. Осмелюсь предположить, что вряд ли большая часть из тех, кто голосовал, в авиации работает, - отметил эксперт. - Отрасли издали иногда кажутся симпатичнее. На самом деле большого оптимизма мы в авиации не видим, хотя и, наверное, будут заявлены сделки, связанные с дефолтом "Трансаэро". Часть этого флота должна попасть к другим компаниям, в том числе российским". По словам Царева, для рынка лизинга главное - не прирост нового бизнеса, а то, как структурирован портфель, на какие риски компании шли не год-два, а три-четыре года назад. Сейчас проходит рыночная санация, рынок сжимается, но для тех, кто вел умеренную риск-политику, это только новые возможности, уверен эксперт. Компании продолжат уходить с рынка в 2016 году, но в итоге на нем будут работать те, у кого четко выстроены системы риск- менеджмента.

    "У всех преобладает пессимизм относительно традиционных для российского лизинга отраслей - железнодорожной техники, авиа- и автотранспорта, строительной техники, - отметил генеральный директор "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов. - Все уповаем на нечто "иное", надеемся, что появятся новые сегменты, которые станут драйвером. 2016-й будет тяжелым во всех отношениях, надо готовиться к тому, что рынок сильно поменяется и приобретет совершенно другие очертания". По его словам, выживать будет крайне тяжело, если рынок не пройдет некоторые этапы. Это, в частности, стандартизация лизинговых продуктов, понимание в отношении лизинга как такового, возможность продажи лизинговых компаний. Стандарты, по мнению Иванова, могут "сделать подвижными" вопросы финансирования, реструктуризации, продажи бизнеса.

    Что касается реструктуризации для клиентов, лизинговые компании относятся к этому по-разному. Управляющий директор "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер рассказала, что часть клиентов испытывают сложности - например в железнодорожном сегменте, где снижается число перевозок, а также в строительстве, где ухудшается платежная дисциплина заказчиков. "В каких-то моментах мы договариваемся с клиентом, в каких-то идем на реструктуризацию, причем для некоторых клиентов уже не первую. Пережили прошлый кризис и вступили в новый. Есть понимание, что они вытянут, как вытянули и в прошлый раз", - сказала эксперт. Другие компании не идут на реструктуризацию из-за того, что она ухудшает отчетность по МСФО. Если по клиенту проводится реструктуризация, эта сделка получает предпоследний кредитный рейтинг с начислением соответствующих резервов. Это заставляет отдельных игроков рынка выбирать другие пути.

    Поделиться