08.12.2015 00:45
    Поделиться

    Российские ювелиры начали создавать национальные бренды

    Российский рынок роскоши занимает десятое место в мире и пятое место в Европе. Сосредоточенный на 60% в Москве и 16% в Санкт-Петербурге, объем рынка роскоши в 2014 году составил 171 млрд долларов. Понятие "роскошь" включает в себя весь спектр дорогих и уникальных товаров, услуг и предметов, рассчитанных на потребителя с высоким доходом. Ювелирные изделия на рынке роскоши занимают всего 3%, причем это не только украшения из золота, но и часы, дорогие гаджеты. По разным подсчетам, этот рынок равен 3-6 млрд долларов. Для сравнения, рынок автомобилей - 57 млрд долларов, рынок недвижимости - 150 млрд долларов.

    Ювелирные изделия считать предметом роскоши не совсем правильно, сегодня украшения из золота стали предметом массового потребления, считает Эдуард Уткин, генеральный директор Ассоциации "Гильдия ювелиров России". Он рассказал "РГБ", что к роскоши уместнее относить яхты, самолеты, элитную недвижимость. "Нужно смотреть на финансовые возможности наших потребителей, которые сегодня серьезно уменьшились, и спрос на рынке роскоши упал. Улучшения ситуации в ближайшие 5-6 лет ожидать не стоит", - считает Эдуард Уткин.

    Предметы ювелирного искусства занимают 30% от всего объема ювелирных изделий и составляют 1,5 млрд долларов. Доля российских брендов в ювелирном искусстве всего 20%, что составляет примерно 300 млн долларов. По данным Ассоциации "Гильдия ювелиров России", в стране объем ювелирных украшений из золота в 2014 году составил 100 тонн, из которых 5 тонн - импортного производства. "Но существует и теневой рынок, откуда приходит еще 10-15 тонн", - говорит Эдуард Уткин.

    За девять месяцев 2015 года падение собственного производства золотых украшений составило 40%, а импорт упал на 70%. Доходы населения снизились, а стоимость ювелирных украшений выросла, объясняет Эдуард Уткин. Динамика продаж в этом году оказалась отрицательной. Игроки рынка уверены, что при снижении доходов первое, что перестают покупать россияне, - ювелирные изделия.

    Государственных программ поддержки ювелирного искусства сегодня нет. "К сожалению, современные отечественные художники, ювелиры предоставлены сами себе и вынуждены в одиночку бороться за внимание общественности с глобальными и старейшими зарубежными компаниями", - говорит Альбер Кингсли, руководитель оргкомитета Третьей ежегодной ювелирной конференции.

    Эксперты сходятся во мнении, что при колоссальном опыте российских ювелиров нам нужны национальные бренды, тем более в стране есть вся необходимая производительная и материальная база. "За нашими мастерами закреплено первенство в ряде ювелирных технологий. А российские художники и ювелиры традиционно занимают первые места на международных выставках - яркий пример тому Ilgiz F и MARKIN. Но национального бренда в ювелирном искусстве пока нет", - отмечает Альбер Кингсли.

    Процесс создания национальных брендов в ювелирной отрасли уже запущен. Уровень и качество отечественных производителей за последние годы значительно выросли. "Чтобы развиваться дальше, наши мастера задумываются о национальных брендах. Для их создания нужна философия: для кого они создаются, какие это будут товары, и легенда, то есть история и опыт компаний", - поясняет Эдуард Уткин, добавляя, что новичку на ювелирном рынке не стоит задумываться о создании национального бренда, у него за плечами должен быть опыт. По его прогнозам, через три-четыре года нашу продукцию на международном рынке начнут узнавать, потому что будут созданы сильные национальные бренды.

    По словам Ильи Клюева, основателя ювелирного дома CLUEV, стране нужны узнаваемые бренды, с которыми ассоциировалась бы Россия: "Ювелирный мир - это мир эмоций, надо создавать такие украшения и бренды, чтобы нас узнавали на мировом рынке. Украшения должны быть индивидуальными, из качественного материала и красивыми". По его словам, стоимость изготовления одного изделия и работы мастера составляет 2-20 тысяч евро при сроках от двух недель до двух месяцев.

    "Перед нами не так давно возникла необходимость создания национальных брендов. Российские ювелиры долгое время не выходили на международный рынок, в этом не было необходимости - россияне хорошо скупали золото и драгоценности, а сейчас спрос на внутреннем рынке упал, и наши производители стали ориентироваться на экспорт. Потенциал в создании национальных брендов у российских компаний есть", - считает Эдуард Уткин.

    При этом международные компании демонстрируют интерес к отечественному рынку ювелирных украшений, считает Игорь Тихов, председатель Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них: "Российские ювелиры отработали свою технику, а технологии для производства украшений у нас все есть. Наши металлурги и металловеды считаются лучшими в мире. Например, российская технология сплава уникальна и используется на мировом рынке, а с палладием только наши технологи и ювелиры могут работать".

    Поделиться