Спецконтракт сделает стабильными налоговые условия для инвесторов

Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" ввел в практику новый механизм государственно-частного партнерства - специальный инвестиционный контракт, форма которого утверждена правительством. Такой контракт представляет собой трехстороннее соглашение между инвестором, регионом и минпромторгом. В соответствии с ним инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство, важное для региона или для всей страны.

Контракт заключается на срок выхода проекта на проектную операционную прибыль согласно бизнес-плану, увеличенному на пять лет, - всего не более чем на 10 лет. Для заключения контракта инвестор должен документально подтвердить вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн рублей. Обе государственные стороны контракта гарантируют, что в течение всего срока условия контракта меняться не будут вне зависимости от изменений в федеральном и региональном законодательстве. Например, если стороны договорились о пониженных или нулевых ставках налога, то даже если налог возрастет или добавится новый налог, для данного предприятия в рамках проекта все останется прежним. Такой же подход будет применяться и для арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.

Перечень льгот и преференций предлагает включить в контракт сам инвестор, но они не могут выходить за рамки установленных типовой формой, утвержденной правительством. Однако в рамках контракта инвестор не получает от государства в собственность какое-либо имущество или бюджетные средства. Т.о., специнвестконтракт - это еще один нефинансовый инструмент, который должен мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей в нашей стране. Проекты контрактов должны проходить процедуру общественного обсуждения. Решение о возможности их заключения будет принимать специальная комиссия, в состав которой войдут представители минпромторга, минэкономразвития, минэнерго, минфина, а также промышленных, кредитных, общественных и научных организаций. Главным аргументом в пользу заключения контракта будет ответ на вопрос, способствует ли его реализация достижению целевых показателей и индикаторов госпрограмм.

Опыт применения подобных контрактов в мире невелик, но он есть. Так, в Венгрии реализация аналогичного механизма позволила увеличить численность занятых на производстве и создать новые предприятия в регионах с уровнем безработицы более 15%. За 10 лет их применения Венгрия вышла на первое место по объему иностранных инвестиций среди стран Центральной и Восточной Европы. В Китае похожие контракты помогли освоить передовые зарубежные технологии, создать новые предприятия в отраслях, которые прежде были слабо развиты. С 1991 по 1998 гг. годовой объем прямых инвестиций в промышленность вырос в 10 раз. Предполагается, что специнвестконтракты будут способствовать развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития нашей страны, внедрению наилучших технологий в производство, росту объемов производства продукции, не имеющей аналогов.

Для инвесторов важна прежде всего стабильность налоговых и регуляторных условий

Все эти задачи весьма актуальны для отечественной фармацевтической индустрии. Например, объектами для заключения специнвестконтрактов могут стать фармпредприятия полного цикла, включая производство субстанций.

К важным для инвесторов положительным сторонам специнвестконтрактов относится, прежде всего, стабильность налоговых и регуляторных условий. Наше законодательство порой меняется стремительно, и предугадать, какие нормы будут приняты в ближайшие годы, невозможно. Однако здесь есть и определенные риски. Прежде всего это нерыночная мера. Не в пользу инвестора могут сыграть нестабильность нашей экономики и курсовые колебания валют - если цены на продукцию в специнвестконтрактах будут фиксироваться, а рубль - падать. Кроме того, в фармацевтике любые идеи довольно быстро устаревают. За те годы, пока будет разворачиваться производство и налаживаться выпуск препарата, он может уже морально устареть, и инвестор не получит того дохода, на который рассчитывал. Считаю, что мощным стимулом для привлечения инвестиций, в том числе и в фармацевтику, могло бы стать предоставление со стороны государства гарантий закупки продукции, производимой на предприятиях, созданных в результате специнвестконтрактов. Пока такие решения не приняты. Правда, обнадеживает тот факт, что минпромторг совместно с минэкономиразвития предполагает привязать специнвестконтракты к госзакупкам через внесение поправок в законодательство. Если они будут приняты, то держатель специнвестконтракта получит право стать единственным поставщиком своей продукции, произведенной в рамках специнвестконтракта. Представляется, что такое решение может сделать специнвестконтракты действительно привлекательным инструментом для бизнеса, а для государства и потребителей лекарств - выгодной формой партнерства.

мнения

Елена Лашкина, помощник министра экономического развития:

- Заключение специнвестконтрактов предусмотрено ФЗ "О промышленной политике в РФ". Одной из мер стимулирования их заключения будет наделение инвестора статусом единственного поставщика на срок действия контракта. Соответствующий проект поправок в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принят Государственной Думой в первом чтении. Такая мера поддержки деятельности будет способствовать реализации плана мероприятий по импортозамещению, приведет к созданию инновационных и высокотехнологичных производств фармпродукции, не имеющей аналогов на территории РФ, а также обеспечит окупаемость таких инвестиционных проектов.

Дмитрий Колобов, заместитель директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России:

- Началом развития механизма специнвестконтрактов стало распоряжение правительства об определении компании "Стентекс" единственным поставщиком коронарных стентов при условии локализации производства в России. С 1 июля 2015 г. специнвестконтракт стал доступным и другим производителям. Мы получили уже несколько запросов на заключение. После одобрения правительственной комиссией контракты будут подписаны. Эта форма дает регионам возможность заключать договор на прозрачных условиях и понимание, какой товар будет поставляться, т.к. производитель будет известен заранее и качество его продукции профессионалам также знакомо, понятны ценовые условия. Механизм ценообразования на продукцию единственного поставщика в рамках специнвестконтрактов прорабатывается, но в любом случае он, несомненно, будет отталкиваться от рыночных цен и направлен на их снижение. Заключение специнвестконтрактов несет в себе один основной риск, который разработчики постарались нивелировать, - это смена технологических укладов. Предположим, через 5-7 лет какая-либо компания выведет на рынок продукт или технологию, которые будут принципиально лучше тех, что положены в основу специнвестконтракта. Эта проблема решается правом субъекта как потреблять продукцию поставщика, так и использовать конкурсную основу. Т.е. если субъект решит, что продукция единственного поставщика ему стала неинтересна, он может провести конкурс и выбрать те медизделия или лекарственные препараты, которые ему необходимы.

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России:

- Долгосрочные госконтракты могут стать эффективным инструментом развития отрасли. Важно определить, какие задачи он решает: обеспечение поставки заказчикам по сниженной цене, более широкий доступ к инновационным препаратам или стимулирование для локальных производителей. В зависимости от этого надо детально проанализировать, как будет определяться цена, на какой срок возможно заключать контракт, с кем конкретно вести переговоры на региональном и федеральном уровнях и т.д.

Предложенный механизм специнвестконтрактов направлен на модернизацию и освоение производства. Однако для развития отрасли необходимо рассматривать более комплексный подход, учитывая также инвестиции в такие важные сферы, как подготовка и обучение персонала, R&D. Скорейшее внедрение офсетных сделок, учитывающих обязательства сторон, не связанных с предметом закупки, позволит создать гибкий механизм для привлечения инвестиций в Россию. Кроме того, большой потенциал имеют новые инструменты. Например, эффективной мерой стимулирования производства могут стать прямые переговоры с поставщиками, которые позволяют достичь оптимальной и фиксированной на весь период контракта цены. Они дали бы возможность долгосрочного планирования для всех участников сделок, ведь предсказуемость обеспечения лекарствами особенно важна для достижения приверженности лечению, обеспечения более продолжительного эффекта в лечении хронических заболеваний.

Константин Дубинин, директор по взаимодействию с органами государственной власти и корпоративной политике компании Teva в России и СНГ:

- В Законе "О промышленной политике в РФ", который создает правовые основы для специнвестконтрактов, говорится о мерах стимулирования, в том числе, и мерах финансовой поддержки. По-видимому, минпромторг готов рассматривать такие меры в первую очередь в виде льгот по налогам и сборам. Мы считаем, что только льготы не смогут служить достаточным стимулом. Необходим более широкий доступ инвесторов к программам предоставления субсидий, в том числе через Российский фонд технологического развития в рамках приказа минпромторга по импортозамещению в фармотрасли.

Иван Глушков, заместитель генерального директора STADA CIS:

- Специнвестконтракты для фармацевтической отрасли пока представляются мерой декларативной. Без внесения правок в 44-ФЗ они вряд ли станут действенным инструментом стимулирования инвестиций в отрасль. Оценить возможность внесения правок в закон сейчас непросто. Радует, что в этом заинтересован Минпромторг России. Остается надеяться, что вопрос будет решен в ближайшей перспективе, так как отрасль нуждается в едином механизме поддержки локализации - от инвестпроекта до реализации продукции.