В уходящем году мы столкнулись с двумя серьезными проблемами. Во-первых, в связи с тем, что фармкомпании следуют строгим этическим принципам ведения бизнеса, происходит переориентация пациентских организаций на финансирование через гранты. Но количество перешедших на эту систему, незначительно. В основном это крупные организации, имеющие опыт получения грантов, такие, как Всероссийский союз пациентов. В целом финансирование сильно проигрывает прежним возможностям, когда основными грантодателями были фармкомпании, как зарубежные, так и отечественные. Ранее в бюджете пациентских организаций гранты составляли 30%, сейчас - 70%.
Вторая проблема - участие пациентских сообществ в общественном контроле за госорганами. Мы видим, что соответствующий закон в регионах не работает. Мы организовали систему общественных советов в 85 регионах при Росздравнадзоре и в 62 регионах - при управлениях здравоохранением. И теперь обучаем их работать более профессионально. Однако сами НКО, инициативные группы граждан в общественном контроле не участвуют. То есть выпадает целый пласт гражданского общества, который должен был этим заниматься. Сами законодатели пошли дальше - есть протокол Открытого правительства, в котором общественные советы предлагается наделить функцией аудита органов госвласти. Но это нонсенс. Контролировать власть должны органы госконтроля, а задачей общественных советов является работа с населением.
От 2016 года мы ждем реализации задач по локализации и серьезного подхода к импортозамещению. Иначе просто непонятно, зачем оно нужно, если импортозамещающий препарат незначительно дешевле импортного, но при этом проигрывает в качестве. Несомненно, государство экономит. Но экономя небольшие средства, увеличивает косвенные расходы, а реальной экономии нет.
Также следующий год станет новым этапом взаимоотношений между пациентским сообществом и производителями лекарств.
В ноябре Всероссийский союз пациентов и Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) подписали меморандум о взаимопонимании, закрепивший основополагающие принципы совместной деятельности. Это приоритет интересов пациентов, высокий уровень оказания медицинской помощи, партнерство в сфере здравоохранения в интересах повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. В основу документа положены нормы Кодекса надлежащей практики АIPM и Этического кодекса общественных объединений пациентов, обществ по защите прав пациентов и некоммерческих организаций, действующих в интересах пациентов.
Однако иногда государство хочет ограничить это взаимодействие. Пыталась манипулировать общественными организациями Федеральная антимонопольная служба, не давая нам работать с компаниями. В нашем этическом кодексе прямо указана равная удаленность от всех фармкомпаний.
Но понятие "равноудаленность" не равно понятию "не работать". Оно может быть равно понятию "равноприближенность". Можно находиться в отношениях с производителями, в том числе и в финансовых. На основе этого строится, с одной стороны, равноудаленность, с другой - то, что мы можем создавать рабочие места для инвалидов. Мы не делаем ничего противозаконного и работаем в интересах пациентов.
Наша главная задача на следующий год - активное участие в принятии решений относительно глубины локализации и создания системы прозрачного перевода пациентов с одних лекарств на другие. Что греха таить, есть такая тяга у некоторых чиновников всех одномоментно и без участия пациентов, а иногда и врача, перевести с одного препарата на другой, так как это выгоднее для бюджета. Но даже при одном и том же МНН у пациентов - до 80% случаев - могут возникать негативные эффекты, способные полностью свести на нет все результаты лечения. Административно перевести пациента с прежнего препарата на новый и по медицинским показаниям, и по этическим соображениям нельзя.
Значит, должна быть создана система перевода с четкими критериями, чтобы люди не страдали от этого. Мы ведем переговоры с департаментом здравоохранения Москвы о создании такой системы, которая давала бы рекомендации об осуществлении перевода с одного лекарства на другое. Чтобы решение принималось только врачом и доводилось до пациента очно. Чтобы врач имел критерии перевода, и чтобы в итоге не ухудшилось состояние пациента. Если механизм будет создан в столице, далее его можно тиражировать и по стране.
Андрей Шутов, генеральный менеджер подразделения компании "Джензайм" по России и странам СНГ:
- Эффективность и прогрессивность компании оценивается не только ее финансовой стабильностью, но и социальной ответственностью. Важным показателем является участие в инициативах, объединяющих врачей, пациентов и производителей, например, в социальных проектах, благотворительных акциях и поддержке пациентских организаций. Мы активно сотрудничаем с пациентскими сообществами. Уверены, именно сотрудничество производителя, пациентских организаций, медсообщества и госорганов позволяет рассчитывать на необходимый уровень и объем медпомощи пациентам с тяжелыми заболеваниями и говорить об оптимизации системы здравоохранения в целом.