15.12.2015 21:00
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Культура выживет при любой цене барреля нефти

    Когда я впервые 60 лет назад в знаменитом пиратском романе прочитал свирепую строку песни морских разбойников: "Йо-хо-хо и бочонок рома", то задумался именно над первыми тремя слогами - йо-хо-хо. Что такое бочонок рома в своем семилетнем возрасте я уже знал. Загадка "йо-хо-хо" довольно долго мучала меня, пока я не понял, что "йо-хо-хо" это что-то вполне жизненное, имеющее важный смысл и существующее независимо от бочонков с любыми сортами воспламеняющей (или воспламеняющейся) жидкости.

    Еще одно подтверждение этому нашел в последние два дня на IV Международном культурном форуме, завершающемся сегодня в Санкт-Петербурге. Этот Форум стал действительно важным интеллектуальным и творческим событием. Год от году он зримо набирал обороты. Нынешний, собравший деятелей культуры со всего мира и посвященный 70-летию ЮНЕСКО, вместил высокие собрания, посвященные этой дате, а также завершению Года литературы и началу Года кино, которые посетил президент России В.В. Путин и генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, конференцию Форума славянских культур, День Италии в Эрмитаже, заседание правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ... Открытие обновленного Петербургского цирка, знаменитого каменного цирка Чинизелли - еще одно свидетельство того, что государство заботится о процветании не только элитарного искусства.

    Проблемы культуры обсуждали с таким жаром и такой уверенностью в завтрашнем дне, будто на дворе стоит 2007 год и цена барреля нефти зашкаливает за сотню долларов (что радостно отражается и на цене кубометра газа). Поймите меня правильно, - деятели культуры вовсе не живут в башне из слоновой кости (при нынешней активности защитников живой природы их и строить не из чего), они читают газеты, смотрят ТВ и пользуются Интернетом. Знают, что и по какому поводу сказали Эльвира Набиуллина, Алексей Улюкаев и Антон Силуанов, им не надо рассказывать о возможном сокращении бюджетных назначений и росте цен на коммунальные услуги. Они не пьют вино из одуванчиков и не закусывают лепестками роз. Именно поэтому Михаил Пиотровский на пленарном заседании произнес речь об угрозах для культурного наследия человечества, которое исходит не только из террористов и радикалов.

    Но они точно знают, что культура имеет одинаковое значение при любой стоимости бочки нефти. Думаю, они догадываются, что при стоимости барреля ниже 40 и даже 30, культура значения прибавляет. Хотя бы потому, что не изменяется. То есть не изменяет себе. Вот это и есть то самое "йо-хо-хо", о котором написано выше.

    В периоды неизбежных экономических кризисов культура, творчество обретают особый смысл и силу, - как социально-психологическую (социально-терапевтическую, если угодно), так и экономическую. Она способна умиротворить общественные страсти и внести успокоение в смятенные и обездоленные души. Напомню известные факты. Франклин Рузвельт в первые же годы президентства, когда надо было бороться с последствиями Великой депрессии, обратился за помощью к деятелям американской культуры с призывом поддержать оптимизм общества, веру граждан в себя и общее будущее. Вовсе неслучайно в разгар кризиса 2008 года французское правительство увеличило расходы на культуру почти на 40 %, чтобы обеспечить бесплатный досуг людям, потерявшим и не нашедшим работу, особенно молодым.

    У нас - своя история. При внятных, находящихся в рамках закона, гарантиях свободы творчества и хозяйствования учреждения и деятели культуры способны выживать в самых сложных обстоятельствах. Даже не выживать, - жить! Полноценной насыщенной интересными событиями жизнью! Многие директоры музеев, библиотек, театров, дворцов культуры обладают опытом 90-х годов, а ведь нынешнее положение дел - куда как лучше.

    Вовсе не случайно А. А. Собчак при активной поддержке Д. С. Лихачева, Д. А. Гранина, Ю. Х. Темирканова, К. Ю. Лаврова, М. Б. Пиотровского, В. А. Гусева, В. А. Гергиева и других видных представителей ленинградской интеллигенции так целеустремленно добивался, чтобы его родной город обрел почетное звание "культурной столицы России". Он понимал, что при упадке промышленности спасением Ленинграда могут стать развивающиеся культурные институты, которые должны, подтвердив свое мировое значение, стать движителями экономического развития. Он внимательно изучал мировой опыт, - к примеру, Глазго, важнейший центр угольной промышленности Великобритании, после закрытия шахт научился выживать за счет креативных индустрий. Он понимал, что Ленинград - не Глазго, город-памятник требовал огромных инвестиций в культуру. Но идея творческого подхода к формированию новой экономики города ему была близка. Значительное увеличение турпотоков было связано с тем, что Петербург утвердил себя в качестве одной из мировых культурных столиц, - а это потребовало качественного изменения всей индустрии гостеприимства - от гостиниц разного уровня до ресторанов на любой вкус. Да, качеству городской среды способствовали и вливания из федерального бюджета, - можно кивать на патриотизм питерцев, перебравшихся в Москву, но нельзя забывать, что все наиболее привлекательные учреждения культуры города находятся в ведении Минкультуры России.

    Кризисное управление любой сферой деятельности требует виртуозности. Но у культуры свои, не поддающиеся расшифровке, тайны бытия. Она выживет при любой цене барреля нефти. И поможет вытянуть экономику. Важно наконец это понять.

    Поделиться