Люк, я - как твой отец
Тем временем то, что осталось от Империи, реструктурировалось в организацию под названием "Первый порядок" с гигантским Голлумом-зомби во главе. Эти милые ребята тоже не прочь повидаться с давним обидчиком, а больше всех не прочь Кайло Рен - большой поклонник таланта Дарта Вейдера.
Lucasfilm, Disney и все сопричастные к созданию седьмого эпизода не просто так до последнего хранили тайны сюжета чуть ли не под страхом быть съеденными Сарлакком. По большому счету, "Пробуждение Силы" - это одна сплошная калька с первой части классической трилогии, начиная со всех ключевых сюжетных моментов и вплоть до мелочей. Тут и очередная Звезда смерти (вон она, на постере справа), и инопланетянский кабак с живой музыкой, и вообще - отсылка на аллюзии и цитатой погоняет.
Кто-то, конечно, кинется обвинять Лукаса и Ко. в самокопировании и отсутствии свежих идей. Но надо же понимать, что Лукас и Ко. вовсе не дураки и не враги себе, как, к примеру, виновники вырождения "Скайнета" в "Дженезис". Вселенная "Звездных войн" давно вышла за пределы фильмов и вполне самостоятельно существует во всех областях искусства и медиа, однако и у нее есть свои незыблемые истоки. Среди них, помимо прочего, теория Джозефа Кэмпбелла и китайская философия.
Начнем с последнего. Кроме очевидной параллели между концепцией "Ци" и концепцией Силы, китайская философия (да и вообще, восточная) отличается от западной циклическим подходом к истории. Это должно снять, по крайней мере, половину вопросов к эпизоду VII. Но дальше - еще интереснее.
"Новая надежда" и "Скрытая угроза" - начала предыдущих трилогий - представляли собой вариации мономифа о путешествии Героя. Первое - в большей степени, второе - в несколько меньшей. "Пробуждение Силы" в третий раз воспроизводит мономиф, но перемешивает и перекраивает его так, чтобы внешне не менялось почти ничего, но внутри менялось все.
На первый взгляд, все точно по канонам. Герой - обычный человек, живущий своей будничной жизнью, как вдруг происходит нечто из ряда вон. Герою под влиянием обстоятельств приходится бросить все и отправиться исполнять возложенную на него миссию. По пути он встречает Друга, Любовь, Мудреца-наставника, Хранителя, побеждает Стража порога, проходит инициацию, спасает "принцессу" и так далее.
Джей Джей Абрамс сотоварищи, с одной стороны, всему этому следуют, но с другой - одержимые бесами постмодернизма, переворачивают традицию с ног на голову. Так в повествование вплетаются сразу два (а то и три) Героя, которые до самого конца весело жонглируют архетипами. Вот один Герой становится Хранителем, а второй - Другом, вот Герой преображается сначала в Хранителя, а потом в "спасаемую принцессу", вот появляется еще один Герой, а вот он уже отходит на второстепенную роль Друга, а первый Герой находит Наставника в самом себе.
Во всей этой свистопляске повествование умудряется одновременно потакать моде на ностальгию и непрерывно мутировать, чтобы к финальному твисту переродиться в кое-что совершенно иное.
Таким образом, "Звездные войны" убивают двух зайцев одним фильмом. Самые заскорузлые фанаты будут удовлетворены, так как жаловаться им попросту не на что: весь дух "Звездных войн" любовно сохранен и приумножен разудалыми экшн-сценами. Вместе с тем топтания на месте удалось избежать с поразительным изяществом, с помощью едва уловимых финтов. Свежие персонажи - действительно свежие. Такого противоречивого (и опять же - внешне очень знакомого) злодея, как Кайло Рен, далекая-далекая галактика на большом экране еще не видела. То же можно сказать и про хрупкую (и снова - только на вид) девушку Рей, и про трусливого (ну, вы поняли) штурмовика Финна.
"Звездные войны" - больше, чем просто зрелищный блокбастер, иначе они не стали бы тем, чем стали. Именно поэтому "Пробуждение Силы" раскрывает свой потенциал не сразу, и именно поэтому не стоит до, после или во время его просмотра вестись на сиюминутные впечатления и импульсивные суждения. В том числе и на то, что изложено выше.