Вышел первый за последние двадцать лет крупный северокавказский фильм

"По небу босиком" Султана Хажироко открывает новую страницу отечественного кинематографа. По крайней мере, очень хочется так думать, поскольку затронутые в первом фильме режиссера темы требуют своего осмысления уже много лет, а представленная на суд публики работа, наметив некоторые из них, обозначила благодатное поле для режиссерской деятельности в будущем.

Очевидно, идея создателей киноленты заключалась в помещении классической истории любви двух молодых людей, встречающих противодействие со стороны близких, в среду Северного Кавказа, осовременив ее и придав ей некий флер жизни в условиях большого города. Надо думать, для расширения аудитории. Однако этот компромисс сыграл с картиной злую шутку.

Искусственно-разговорный язык, абсолютно неестественные элементы городской молодежной культуры центральной полосы России в абсолютно иных реалиях, сочетание несочетаемого сбивает зрителя с толку. Возможно, идея заключалась в том, чтобы снять фильм в жанре условного Болливуда, но, во-первых, этот замысел не очень прозрачен в виду экзотичности у нас самого явления, а во-вторых, Индия гораздо глубже переработала западную масс-культуру, органически интегрировав ее элементы в национальный кинематограф. Зачем понадобилась закадровое озвучивание актеров голосами тех, кому больше всего подходит реклама тарифных планов или лекарственных средств на телевидении, понять невозможно, ибо это начисто лишает героев того национального колорита, который естественно ассоциируется с их обликом. Если это было вызвано попыткой нивелировать акцент, то очень жаль. Подобный когнитивный диссонанс только вредит, так как все время приходится прикладывать усилия по соединению аудиального и визуального образов персонажей.

Однако достоинства фильма велики. Перед нами - не просто условная семейная и любовная драма, разыгравшаяся на Северном Кавказе (стоит отметить, что эта условность очень трогательно обозначена в воображаемом путешествии, когда герой знакомит возлюбленную с красотами родных краев). Перед нами - сложное полотно, сотканное из самого важного, из того, что отражает жизненный опыт, душевный настрой и мысли тех, кто вырос на Северном Кавказе за последние двадцать лет. О них большинству рядовых соотечественников ничего не известно вообще. Эти двадцатилетние ребята были слишком маленькими во время начала трагических конфликтов, терзавших регион. Их как бы не было в поле зрения. И вот - они выросли. Они не всегда понятны окружающим, их отделяет от сверстников из более благополучных регионов страшный жизненный опыт родом из детства, не осознанный, оттого и настолько глубокий.

Как приоткрыть дверь в такую загадочную вселенную? Как понять боль запустения в человеческой душе? Ту боль, которую невозможно высказать в словах, но которая, как незримый собеседник, всегда стоит рядом с тем, кого она вынянчила. Таких возможностей современный российский кинематограф нам ранее не предоставлял. И уже одно это - огромный подвиг со стороны режиссера и актеров. Так поведать о надломленности и неизбывном горе от страшной потери, о чести и об умении держать священные обеты - это очень смелый шаг, когда взору всех любопытствующих предстают зарубцевавшиеся раны. Это больно бьет по самолюбию, по гордости, особенно на Кавказе. Но если это произошло - пусть только в первый раз, - значит, исцеление началось. И начать этот процесс невозможно извне. Только изнутри.

Актерская игра временами наивна, спору нет. Но мастерство исполнения народных танцев Аланом Кокаевым затмевает очень многие недостатки фильма, которые при выборе иного формата были бы непростительными. Да и вообще образы героев настолько характерны, а личности актеров столь сильно проступают в предлагаемых обстоятельствах, что становится просто радостно. За них, за нас, за то, что жизнь продолжается. Хотелось бы видеть продолжения столь полезного начинания - ведь есть все основания считать, что именно с Северного Кавказа к нам может прийти кино целомудренное, глубокое и благородное, затрагивающее основательно подзабытые в последнее время категории доблести, долга и чести. На этот раз без оглядок на современную масс-культуру и рэп. 

И - да, это чуть не единственный фильм о любви, который, в принципе можно смотреть с юными зрителями, начинающими размышлять об этом таинственном феномене. Согласитесь, в современном кинематографе это тоже редкость.

3.5