Россия проявила предельную гибкость в ходе трехсторонних переговоров с ЕС и Украиной по торговле. Об этом заявил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, говоря об отсутствии результата на завершившихся 21 декабря трехсторонних переговорах по введению в действие зоны свободной торговли ЕС и Украины.
"Произошло не то чтобы нечто неожиданное. Я был участником всего этого полуторалетнего марафона. Состоялась более двадцати встреч, на министерском уровне вчера была шестая и последняя. Конечно, теперь каждая сторона будет вольна в своих комментариях говорить, кто был более, кто - менее уступчив. Моя точка зрения - российская сторона проявила беспрецедентную гибкость. Мы начали с обсуждения двадцати семи проблемных сюжетов, а на финальном этапе обсуждали лишь три наиболее чувствительных: нетарифные барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные вопросы и таможенное администрирование", - пояснил Чижов российским журналистам.
"За подробными и, возможно, наукообразными формулировками скрывается простая вещь. Украина, вступая в ассоциацию с ЕС, берет на себя, как раньше говорили, повышенные встречные соцобязательства перед ЕС, которые по ряду положений входят в прямое противоречие с обязательствами той же Украины по договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ. Также они противоречат массе двусторонних договоренностей с Россией и многосторонних с партнерами по СНГ", - рассказал российский постпред.
"Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной содержит такую общепринятую в международной практике формулировку, что Украина вольна заключать договоренности с третьими странами, при условии, что они не противоречат положениям соглашения об ассоциации. Такое же положение есть и в соглашении о ЗСТ СНГ. То есть, Украина таким образом подписалась под двумя взаимоисключающими формулировками", - объяснил Чижов линию поведения Киева.
"В качестве примера приведу главную тему, которая обсуждалась вчера, - нетарифные барьеры в торговле. Есть набор регулятивных норм в ЕС - как что должно производиться, каким условиям соответствовать. Чему электролампочка должна соответствовать по энергосбережению, чему по выхлопам должен соответствовать двигатель внутреннего сгорания, какие у него шумовые нормы - это тысячи и тысячи параметров по разным товарам. А у нас есть государственные стандарты, ГОСТ, частично сохранившиеся со времен Советского Союза, а часть уже более позднего периода в рамках СНГ. Мы предлагали, чтобы по наиболее чувствительным секторам Украина имела возможность параллельно использовать и те, и другие стандарты на протяжении длительного переходного периода - мы говорили о десятилетии, хотя изначально фигурировали и более длительные сроки. Казалось бы - кому прямая выгода? Конечно, Украине! Соответственно, произведенная по ГОСТам продукция имела бы прямой доступ на наш рынок, а продукция, произведенная по нормам ЕС - в Евросоюз. В принципе, была возможность договориться, хотя Украина эти сроки определяла как несопоставимо меньшие. Но финальная проблема оказалась не в сроках. Финальная проблема была в фиксации договоренностей, в их статусе. Ничего, кроме политической декларации или совместного министерского заявления наши партнеры нам не предлагали, и ни на что другое идти были не готовы", - доходчиво описал причины неудачи переговоров Владимир Чижов.