22.12.2015 00:44
    Поделиться

    Поддержка молочной отрасли в 2016 году увеличится до 25 млрд рублей

    Фермерские хозяйства настроены на развитие
    Небольшие фермы наращивают объемы производства. Почти все они говорят, что история началась с идеи переехать с семьей за город и начать питаться качественными продуктами, отмечают хороший спрос на свою продукцию, многие строят планы по диверсификации и не собираются останавливаться на достигнутом. Столица продолжает "обрастать" небольшими и семейными молочными фермами. Они не спешат попасть в крупные торговые сети, а деньги на развитие зарабатывают агротуризмом.

    Государство планирует увеличить объемы поддержки молочной отрасли в 2016 году до 25 млрд рублей, а также снизить процентную ставку по кредитам для аграриев с 17 до 5%. Все это, по мнению властей, должно стимулировать российский молочный рынок к бурному росту.

    Развитое молочное производство - одна из составляющих продовольственной безопасности страны. Конечно, небольшие семейные фермы не могут удовлетворить массовый спрос, но интерес к их продукции растет из года в год, особенно в ближайших к столице регионах. Максим Чебанов, владелец фермы MILK-FERMA.RU, рассказывает, что идея заняться фермерством, а точнее, завести 1 корову и 20 кур-несушек, родилась в 2010 году, когда семья ждала рождения дочери. Остро стоял вопрос, где брать натуральные и качественные молочные продукты. Спрос быстро стал превышать надои буренки. Все излишки молока продавали друзьям и знакомым, односельчанам. Вскоре пришлось купить еще одну корову, а потом еще и еще. "К концу 2013 года у нас в хозяйстве было уже пять коров, а к середине 2014-го - девять. В 2015 году мы значительно расширили наше хозяйство, взяли в аренду ферму в Павлово-Посадском районе, запустили цех по переработке молока, открыли небольшой магазинчик прямо при цехе. Сейчас у нас в хозяйстве 20 дойных коров, 2 телочки и около 200 кур-несушек. Решение об увеличении личного подсобного хозяйства было принято на фоне санкционной войны. И часть маркетинговой программы, которую мы реализуем при продаже продукции, направлена именно на импортозамещение и на борьбу с санкциями. Мы даже выпустили линейку продукции, оформленную в соответствующем стиле", - говорит Максим Чебанов.

    Алексей Бурков, глава крестьянско-фермерского хозяйства "Бурков", принял решение переехать из Москвы в пригород в 2000 году. Сейчас у него в хозяйстве стадо коров из 60 голов, есть кролики, куры-несушки. Достойный спрос на продукцию фермера позволяет ему расширяться. "Сейчас я увеличиваю число дойных коров, внедряю механизацию, экспериментирую с переработкой навоза, расширяю номенклатуру продукции. Большая возможность для развития фермерских хозяйств - агротуризм, начиная от экскурсий школьников и заканчивая международным проектом с экоаграрным уклоном Москва-Новгород-Питер", - уверен фермер.

    Галина Богданова, глава крестьянско-фермерского хозяйства "Галкино подворье" (является членом ADGA), сначала разводила коров, потом перешла на коз. "В прошлом году в Америке закупили уникальную породу для России, англо-нубийских коз. Сейчас здесь живут 23 племенные козы, которые изначально вывезены из Америки. Основные затраты пришлись на строительство специального козоприемника и обустройство территории для выгула коз. Для правильного содержания этой породы в загоне нужно поддерживать влажность не выше 50%, а температуру воздуха не ниже 16 градусов. "В моем случае выход на самоокупаемость еще не состоялся. Мы изначально создавали хозяйство для себя, проблем со сбытом у нас не было. Сейчас наша продукция расходится по соседям и представлена на "Петровском" базаре в Москве", - отмечает фермер.

    Молочное животноводство - бизнес все еще с низкой прибыльностью. Цена на сырое молоко подвержена колебаниям и сейчас составляет около 20 руб. за 1 кг

    Влада Чебурашкина, владельца компании "Братья Чебурашкины. Семейная ферма", уже нельзя назвать начинающим аграрием. В 2003 году семья приняла решение о диверсификации бизнеса, и сельское хозяйство показалось им отраслью перспективной, той, которую будет поддерживать государство. "Статистика также говорила в пользу нашего выбора - в России потребляли молока почти в два раза меньше нормы - 250 кг в год,- приводит цифры Влад Чебурашкин. - Москва и область - крупнейший рынок сбыта, где сосредоточено 15% населения. Уровень потребления здесь выше, поэтому логично производить свежую качественную продукцию там и в этот же регион ее поставлять. У нас спрос на молоко удовлетворяется лишь на 30%, поэтому при грамотной господдержке фермерские хозяйства будут востребованы. Сейчас государство стало уделять больше внимания отрасли, поэтому новым фермерам, возможно, будет легче, чем нам".

    Молочное животноводство - бизнес все еще с низкой прибыльностью. Цена на сырое молоко подвержена колебаниям и сейчас составляет около 20 руб. за 1 кг. Фермеры ведут очень сложный бизнес, связанный с сезонностью, капризами погоды и неурожаями, скачками цен на сырое молоко и ростом себестоимости. Без поддержки государства инвесторы в отрасль не придут, но продовольственное эмбарго оживило ситуацию. "В 2014 году у нас в Дмитровском районе за счет субсидий покрылось около 13% затрат фермерских хозяйств. Сейчас минсельхоз предлагает увеличить размер компенсации до 35% прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных ферм - это хороший стимул", - убежден Влад Чебурашкин.

    Принято считать, что ключевая проблема небольших хозяйств - барьеры на пути в крупные торговые сети. По словам Максима Чебанова, его ферма совсем не тратит деньги на рекламу, при этом спрос в два раза превышает производственные возможности. "Мы реализуем треть продукции через наш магазин, треть через интернет-магазин и прямую курьерскую доставку и треть через оптовиков, включая сетевые магазины. Сегодня принято считать, что войти в сеть практически невозможно, тем более фермеру - долгосрочные кабальные договора, процент с оборота и т.д. Я бы хотел развеять этот миф. Среди сетей высока конкуренция, им необходим новый, оригинальный, качественный продукт. Как только мы будем обладать необходимыми объемами продукции, уверяю вас, вы сможете найти наш продукт на полках федеральных сетей".

    Сергей Бачин, председатель Координационного совета группы компаний "Агранта", считает, что именно органическое производство имеет огромный потенциал для развития в нашей стране.

    Органические продукты дороже: на Западе на 20-30%, у нас из-за неразвитости рынка - в полтора-два раза. Разница между фермерскими и органическими продуктами есть. Фермерские - это понятие общее, которое может говорить только о том, что продукт произвели в фермерском (крестьянском) хозяйстве, а "органические продукты" - это строгая система производства с рядом ограничений и требований. "Вместе с другими участниками Национального органического союза мы вносили свои предложения при разработке законопроекта по органике. Мы знаем, что министр сельского хозяйства Александр Ткачев имеет твердую позицию по законопроекту. Уверен, что после Послания президента России Федеральному Собранию, где он особо указывал на значимость экологически чистых и качественных продуктов для граждан нашей страны, работа над законом будет ускорена,- считает Сергей Бачин. - Вместе с уже принятым национальным стандартом закон позволит создать в России цивилизованный рынок производства и реализации органики, уберет недобросовестных производителей и станет еще одним стимулом к развитию отечественного агропромышленного комплекса".

    Поделиться