Патрушев рассказал об изменениях в Стратегии национальной безопасности

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью "Российской газете" рассказал о ключевых моментах в обновленной Стратегии национальной безопасности России до 2020 года.

- Николай Платонович, президенту России на утверждение представлен проект уточненной редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Чем это вызвано? Не устраивал предыдущий вариант Стратегии, или потребовались какие-то кардинальные изменения?

Николай Патрушев: Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" требует обновлять Стратегию национальной безопасности каждые 6 лет.

Действующая Стратегия принята в 2009 году. За эти годы она показала свою эффективность.

Россия продемонстрировала способность к защите суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Возросла ее роль в решении важнейших международных проблем, урегулировании межгосударственных конфликтов и кризисов.

Вместе с тем в последнее время появились новые вызовы и угрозы национальной безопасности. США при поддержке ряда стран Запада намереваются сохранить свое доминирование в мировых делах, поэтому предпринимаются попытки ограничить проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики.

Все большую опасность представляют угрозы, связанные с военной деятельностью НАТО.

Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов,  развертыванию новых видов вооружений, созданию глобальной системы ПРО, в том числе вокруг России, размывает структуру глобальной безопасности.

Слова лидеров некоторых стран Запада о том, что НАТО - это оборонительный союз, созданный для обеспечения безопасности в мире, лишь прикрывают агрессивную сущность альянса.

Наряду с политическими и военными угрозами осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей природной среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, ряд которых вызван новыми, неизвестными ранее вирусами.

В новой редакции Стратегии поставлены задачи по противодействию этим и другим опасностям, при этом неизменными остались национальные приоритеты, основные принципы и подходы обеспечения национальной безопасности.

- Основные положения военной политики, военные опасности и угрозы определяются Военной доктриной, которая была утверждена в прошлом году. Тем не менее, есть ли какие-то особенности в новой редакции Стратегии в сфере обороны страны?

Николай Патрушев: Более четко сформулированы стратегические цели защиты Российской Федерации от попыток использования военной силы против нее. Больше внимания уделено вопросам мобилизационной готовности и гражданской обороны. В то же время подчеркивается, что для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Применение военной силы рассматривается как крайняя мера, использование которой возможно лишь после исчерпания политических, экономических, дипломатических и иных средств.

Применение военной силы рассматривается как крайняя мера после исчерпания других, невоенных средств

- В какой степени в Стратегии учтены события, происходящие на Ближнем Востоке, в Северной Африке, угрозы, исходящие от международных террористических организаций?

Николай Патрушев: В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом.

Открыто заявлено, что к распространению терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды привела именно практика смены легитимных режимов с использованием методов "цветных революций" и "гибридных войн". Появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя "Исламским государством" - запрещенной в РФ организации - стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей.

- И обороноспособность государства, и политическая, социальная стабильность общества определяется уровнем экономического развития страны, качеством жизни обычного человека. Каким образом эти аспекты отражены в Стратегии?

Николай Патрушев: Наша экономика проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики, начавшегося в 2008 году финансового кризиса и ограничительных мер, целенаправленно введенных рядом стран против России. Тем не менее сейчас российская экономика переживает непростой период, поэтому стратегическому национальному приоритету "Экономический рост" уделено повышенное внимание.

Отмечается необходимость диверсификации экономики, преодоления ее сырьевой направленности, перехода на новый уровень технологического развития, рационального импортозамещения. Роль двигателя модернизации производства отводится оборонно-промышленному комплексу. Поставлены задачи в области обеспечения энергетической безопасности, территориального развития.

Решение этих вопросов невозможно без перехода на новый уровень технологического развития, возрождения роли науки, повышения качества общего, профессионального и высшего образования. Реализация стратегического национального приоритета "Наука, технологии и образование" предполагает воссоздание полного научно-производственного цикла от фундаментальных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство.

Уточнены задачи обеспечения безопасности в сферах здравоохранения, культуры, экологии, рационального природопользования, столь важных для улучшения жизни людей.

- В последние годы много говорится о киберугрозах, информационных войнах, тысячах компьютерных атак, направленных на органы власти, военного управления, противоправное использование персональных данных граждан. Какое место информационная безопасность занимает в уточненной редакции Стратегии?

Николай Патрушев: Вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы, посвященные реализации стратегических национальных приоритетов.

Ставится цель - доводить до граждан и общества объективную и достоверную информацию, а также укреплять безопасность информационно-коммуникационных систем.

Актуальными остаются проблемы защищенности сетей связи с использованием отечественных технических и программных средств.

С учетом все большего влияния проблем обеспечения информационной безопасности на отношения между государствами, в первую очередь компьютерных атак, отмечается необходимость формирования международной системы, призванной предотвращать возникновение инцидентов в данной сфере между странами.

Для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию

Не случайно, Россия стала автором резолюции Генеральной ассамблеи ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Ее положения направлены на выработку правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. Проект резолюции поддержали и стали его соавторами 82 государства - партнеры по БРИКС, ШОС, СНГ и ведущие страны Запада, включая США, Великобританию, Германию, Францию, Японию. Проект резолюции единогласно одобрен Первым комитетом ООН и вскоре будет рассмотрен Генассамблеей.

- Исходя из названия стратегического национального приоритета - "Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство" - Россия ставит своей задачей именно расширение международного сотрудничества?

Николай Патрушев: Внешняя политика России будет, как и прежде, основана на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Наша цель - приобрести как можно больше равноправных партнеров во всех частях мира. В новой редакции Стратегии уточнены задачи в области сотрудничества Российской Федерации с партнерами по ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу, ШОС, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и Арктике. Мы заинтересованы также во  взаимодействии и с США, и европейскими государствами, но на равноправной основе.

- Николай Платонович, мы с вами беседуем об одном из основных документов стратегического планирования в нашей стране, который ставит задачи и определяет перспективу развития государства. Как можно кратко отразить его основную идею и смысл вносимых изменений?

Николай Патрушев: Поправлю вас. Мы говорим об основополагающем документе стратегического планирования.

Кстати, сразу после утверждения президентом полный текст Стратегии будет опубликован и доступен всем без исключения.

Суть Стратегии - укрепление единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов экономики, повышение обороноспособности страны.

При этом залог успеха России - в первую очередь, максимальное использование ее внутренних резервов,  экономического, политического, человеческого, культурного и духовного потенциала. В то же время наша страна открыта для развития сотрудничества с другими государствами по всем направлениям деятельности.

В обсуждении проекта Стратегии участвовал  широкий круг представителей деловой общественности, Российской академии наук, федеральных министерств и ведомств, администрации президента и аппарата правительства.

Это позволило определить задачи, которые будут актуальны на длительную перспективу, а также выработать меры, направленные на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения ее национальной безопасности.