22.12.2015 00:45
    Поделиться

    Почему энергосбережение в РФ оказалось за гранью рентабельности

    Недоступность заемных средств тормозит процесс энергосбережения
    Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО) недавно отметила первый день рождения. Создавалась она как организация, которая должна выражать и отстаивать консолидированное мнение профессиональных участников рынка энергосервисных услуг.

    Ассоциация объединяет пока 25 участников рынка из 10 регионов России, и среди них такие признанные "гранды" энергосервиса, как "ГПБ-ЭЭ", "Шнайдер Электрик", "Квант", "ЭнергоПрофит" и другие. "Такие ассоциации успешно функционируют во всем мире и оказывают положительное влияние на развитие энергосервисных услуг, - сообщил "РГ" руководитель энергосервисного департамента Schneider Electric в России Сергей Семенов, - одной из главных задач РАЭСКО ставит перед собой популяризацию энергосервисных услуг в качестве механизма привлечения инвестиций в проекты по энергосбережению".

    Конечно, пока еще рано говорить о значительных успехах в деятельности ассоциации, так как с момента ее создания прошло мало времени и сам момент ее становления и роста пришелся на не самые простые экономические условия не только в сфере энергосервиса, но и в экономике страны в целом. Тем не менее, по словам эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрия Хомченко, даже за этот непростой период сделано было немало. Так, проводятся обучающие курсы для распространения знаний и лучших практик инвестиционных и энергосберегающих проектов и энергосервисных контрактов, утвержден профстандарт "Измерение и верификация энергетической эффективности", применение которого позволит установить единый порядок определения достигнутого эффекта при реализации энергосервисных контрактов, разрабатываются документы и методики, способствующие привлечению инвестиций в проекты и т.д.

    Никто не спорит, что энергосервисные договоры - штука перспективная, тем более пока они так и не стали инструментом массового применения ни в жилищном фонде, ни в коммунальном комплексе, ни в бюджетной сфере. Несколько лучшая, говорит Хомченко, ситуация сложилась в промышленности и при реализации проектов по модернизации уличного освещения населенных пунктов. "Однако и в этих областях количество контрактов в масштабах страны исчисляется всего лишь сотнями, а не десятками и сотнями тысяч единиц, как должно было бы быть в условиях постоянного и устойчивого роста стоимости всех энергетических ресурсов", - подчеркнул эксперт.

    Кстати, Аналитический центр недавно собрал и обобщил данные о количестве заключенных и реализуемых энергосервисных договоров во всех регионах. Так вот, есть отдельные субъекты РФ, где не заключено ни одного!

    Проблема в том, считает Сергей Семенов, что большинство крупных энергосервисных компаний не интересуются договорами, стоимость которых не достигает 100 млн руб., при этом оптимальный дисконтированный срок окупаемости должен быть до 5 лет. Это усложняет процесс реализации проектов, размер которых зачастую намного меньше.

    В то же время для энергосервиса, утверждает Дмитрий Хомченко, не существует привлекательных или непривлекательных объектов. Им может стать любая внутренняя или наружная инженерная сеть, инфраструктурная система, система распределения энергетического ресурса или объект недвижимости, здание в целом.

    Примеры удачной реализации энергосервисных договоров есть. Так, неплохо показали себя проекты по внедрению "умных" систем отопления в многоквартирных домах, реализуемые МОЭК, экономии энергоресурсов в школах Якутии, модернизации источников теплоснабжения в Югре, внедрению светодиодных светильников в системах уличного освещения в Калуге, Кирове, Брянске и Брянской области.

    Разумеется, процесс идет не без трудностей. Проблемы с финансированием у энергосервисных компаний были и в "жирные" годы, а сейчас ситуация ухудшилась не только из-за недоступности заемных средств, но и из-за резкого роста стоимости оборудования и материалов. Из-за этого целый ряд энергосервисных проектов, рассказал Дмитрий Хомченко, оказывается за гранью минимальной рентабельности, а многие энергосервисные контракты, близкие к заключению, так и не были подписаны.

    "Еще одной проблемой энергосервисных компаний остается неготовность заказчиков к реализации проектов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, непонимания ими основ энергосервиса, - говорит эксперт АЦ, - а так же отсутствие полноценной законодательной базы, регулирующей все вопросы этого рынка. Так, до сих пор не разработана методика, предусматривающая учет в тарифах экономии, возникающей от перевода источников теплоснабжения на иной более дешевый вид топлива. Эта проблема обсуждается уже много лет".

    "База знаний" по энергосервисной деятельности находится только в процессе формирования, поэтому многим компаниям приходится самостоятельно справляться с решением возникающих вопросов. Имеющийся опыт показывает, что невозможность определения базовой линии потребления энергоресурсов, отсутствие установленной системы учета, а также нежелание определить методы верификации достигнутого результата до заключения договора ведут к большому количеству споров в процессе реализации контрактов. Эти и другие аспекты необходимо дополнительно проработать, чтобы энергосервисный бизнес развивался быстрее, ведь его потенциал очень высок", - подчеркнул Сергей Семенов.

    Поделиться