22.12.2015 00:41
    Поделиться

    Инвестиции в "эдьютейнмент" стало популярным направлением бизнеса

    Многие из нас детьми мечтали вдруг оказаться в таком городе или даже на отдельной планете, где совсем нет взрослых и всеми общественными процессами управляют дети: в магазине, в больнице, на фабрике - везде малыши, и никаких тебе нравоучений. У наших детей такая возможность есть. Только в Москве открылись "Мастерславль", "КидБург", грядет открытие международной франшизы KidZania. Отдельные менее масштабные проекты появляются в регионах. Направление edutainment обещает стать массовым явлением в сфере семейного досуга.

    Представьте себе огромное пространство площадью 10 тысяч кв. м, на котором все настоящее: дома, улицы, машины. Здесь дети становятся хирургами, полицейскими, пожарными, репортерами, есть своя валюта и государственные органы - взрослый мир, тщательно адаптированный для детей.

    "В одной из поездок по Испании мы увидели тематический парк, в котором дети играют во взрослые профессии, - рассказывает Виталий Сурвилло, председатель совета директоров города мастеров "Мастерславль". - Мы начали вести переговоры с создателями этого парка о запуске подобного проекта в Москве. Но они ничем не закончились. Основной упор в таких парках делается на развлечение, у создателей не было системного подхода к образовательной функции. Позже мы узнали об открытии подобного парка под названием "КидБург" в Санкт-Петербурге. В то время мы уже начали разрабатывать свой собственный проект города, в котором дети учатся быть взрослыми и ответственными гражданами, проект не только развлекательный, в основном развивающий и обучающий".

    Команда создателей "КидБурга" пришла к идее открытия детского города профессий тоже не сразу. В 2009 году в Петербурге был открыт интерактивный музей-театр "Сказкин Дом", затем музей занимательной науки "ЛабиринтУм", в 2011 году открылся детский город профессий "КидБург". Это был первый в России проект подобного формата. В марте 2015 года "КидБург" открылся в Москве (ЦДМ на Лубянке), в ноябре - на юге Санкт-Петербурга. В течение года города профессий откроются в Ярославле, Воронеже и Нижнем Новгороде. "Первоначальный успех не гарантирует долгосрочную устойчивость проекта. Это серьезный бизнес, требующий постоянного администрирования и развития. Сам по себе проект не будет в долгосрочной перспективе генерировать трафик", - уверен Максимилиан Пивоваров, генеральный директор "КидБург".

    О том, что рынок перспективен, говорит приход в Россию в 2016 году мирового гиганта KidZania. Проект создал мексиканский предприниматель Хавьер Лопес Анкона. Первый город появился в 1999 году в Мексике. KidZania сегодня - самый быстрорастущий бренд игрового обучения в мире, объединяющий с учетом Москвы 21 парк в 18 странах. В России проект развивает по франшизе компания "Иннова". Открытие первого мини-города запланировано на январь 2016 года. Окупиться проект должен за 5 лет.

    По словам Геворка Саркисяна, генерального директора "Кидзании" в России, инвестиции в парк такого уровня составляют 25-30 млн долл.: "Около 80% инвестиций идет на строительство самого парка, внешних стен, внутренней инфраструктуры. Каждый парк - это индивидуальный проект, разрабатывающийся с учетом особенностей той страны, того города, в котором он открывается. В нашем случае в парке есть Большой театр, ракетно-космический центр, алмазная шахта". Владельцы франшизы искали подходящее помещение в Москве около полугода. Требования к помещению были довольно жесткими: большая площадь, высокие потолки, нужная нагрузка на плиту (при входе в парк стоит настоящий самолет). Таких площадей в столице немного. Саркисян уверен, что спрос на развлекательно-образовательные парки в ближайшие годы будет расти. Ценовая политика парков позволяет человеку со средним достатком привести туда своих детей минимум один раз в год. Посещение ребенком парка 2,7-3 раза в год считается хорошим результатом.

    Общество возвращается к тому, что досуг детей должен обязательно сочетаться с развитием, поэтому спрос на развивающие проекты будет увеличиваться и захватывать новые слои населения. "Мы собираемся открывать 6-7 новых проектов в год в крупных городах России", - делится Максимилиан Пивоваров. Серьезной конкуренции в этом бизнесе пока нет, проекты очень дорогие и инновационные. "В отличие от других видов бизнеса конкуренция здесь заключается не только в финансовых показателях или в качественном исполнении основной идеи. Скорее, речь идет о конкуренции креативности и полезности: кто придумает более интересную и, главное, полезную концепцию для детей. Пока конкурентов у нас не так много, это довольно сложный вид предпринимательской деятельности. Самые известные конкуренты пришли к нам с Запада, кроме того, разрабатываются местные проекты, в основу которых ложатся западные ценности", - говорит Виталий Сурвилло.

    В Москве средняя стоимость посещения подобных парков - около 800 рублей за 4 часа смены. В основном такие проекты, помимо билетов, зарабатывают на дополнительных услугах. Важный источник дополнительных доходов - проведение дней рождения, продажа сувениров, субаренда.

    Вполне логично, что готовых кадров для подобных проектов на рынке нет. Зато есть огромный интерес со стороны соискателей. Например, в готовящуюся к открытию "Кидзанию" в течение 4-5 месяцев отбирали 500 супервайзеров из 18 тысяч соискателей. "После того как человек прошел отбор, стартует система тренингов, когда он погружается в проект, вливается в команду. Человек понимает, что не просто нанимается на работу в парк, он практически попадает в параллельный мир. У этого мира есть своя история, свой язык, культура, свои хранители традиций - наши персонажи. Супервайзеры проходят обучение актерскому мастерству, детской психологии, навыкам взаимодействия с детьми с особенностями развития. Такое образование для многих является бонусом", - отмечает Геворк Саркисян.

    Помимо грандиозных парков профессий на рынке появляются и другие проекты для детей. Например, город "Лего" или Детский центр научных открытий "ИнноПарк" - интерактивный музей науки.

    "Я всю жизнь увлекался Lego, и на моем рабочем столе был построен небольшой город. Практически все дети сотрудников знали про это чудо и часто наведывались. На детский корпоратив решил перенести свой город в отдельное помещение и достроить там большую экспозицию. Эффект был ошеломляющий, детей невозможно было оторвать", - рассказывает Дмитрий Соколов, генеральный директор "Легорода". Сегодня Дмитрий масштабировал проект до сети развивающих игровых комнат. Центр зарабатывает только на входных билетах, для повышения трафика работает детский клуб. Минимальные инвестиции - 3 млн рублей.

    Инвестиции на запуск интерактивного музея науки "ИнноПарк" в парке Сокольники составили 20 млн рублей, стоимость открытия второй площадки в ЦДМ на Лубянке оценивается в 40 млн рублей. В обоих случаях большая часть средств была потрачена на проектирование и производство экспонатов, а также на ремонт помещения музея. Средний чек в "ИнноПарке" - 500 рублей.

    Поделиться