С бумерангом в голове и мишенью на спине

Кэри Фукунага, которому мы обязаны изумительным первым сезоном "Настоящего детектива", выпустил в Netflix свой полнометражный фильм "Безродные звери". Показы картины прошли на ряде фестивалей с заслуженным успехом. Ожидания, которые на талантливого молодого кинодеятеля возлагали критики и зрители, полностью оправдались: лента получилась завораживающей и определенно стала одним из самых примечательных кинособытий уходящего года.

Первое слово, которое приходит на ум при попытке описать фильм "Безродные звери" - "бескомпромиссный" (недаром оно нередко встречается в отзывах рецензентов). Основанная на книге Узодинмы Ивеала тяжелая история, далеко выходящая за рамки даже такой непростой темы, как дети войны, рассказана Фукунагой мастерски и без лишних сантиментов. При этом место действия - продолжающая пожинать плоды европейской колонизации условная африканская страна, исходящая кровью в гражданской войне - выбрано удивительно удачно.

При том, что в списке занятых в фильме артистов только одна звезда - возможный будущий Бонд Идрис Эльба в роли сурового и циничного лидера повстанцев, - ни одной претензии к актерскому составу возникнуть не может. Находящийся в центре внимания юный Абрахам Атта блестяще справляется с трагическими трансформациями, происходящими с его героем.

После того, как мальчик Агу лишается отца, которого расстреливают солдаты армии, он оказывается в руках не менее жестокой антиправительственной группировки. Из неспокойного и бедного, но относительно безопасного детства под надзором миротворцев ребенок попадает в жуткую ситуацию. Ему следует превратиться в безжалостного отморозка, чтобы получить шанс не быть убитым и научиться выживать в окружающем аду.

Красивые африканские ландшафты (филигранная операторская работа заставляет любоваться почти каждым кадром) становятся декорациями для жутких сцен. Натуралистичные кровавые перестрелки здесь не для простого бессмысленного экшна - за каждым выстрелом и взмахом ножа чувствуется настоящая боль и безудержный страх. Атмосфера безысходности тщательно поддерживается и другими сценами: зловещий и безжалостный обряд инициации, шаманские техники, изменяющие сознание перед боем - все это, возможно, исполнено несколько наивно и стереотипно, но выглядит от этого не менее впечатляюще.

В этом хаосе ребенок, которому приходится видеть и делать такое, что с трудом может выдержать психика и взрослого мужчины, стремительно теряет веру в людей, но чудом сохраняет представление о человечности, и здесь - основная идея картины. В качестве противовеса отношениям с бессовестным подонком-командиром в сюжет вписано почти трогательное товарищество Агу с ровесником, уже почти совсем утратившим человеческие черты.

После таких страшных приключений не каждый подросток сможет вернуться к нормальной жизни, и Фукунага без обиняков это признает. Но призывает не опускать руки: сохранение человеческого образа в только начинающем жить, но навсегда травмированном существе, может помочь в его душевном и духовном воскрешении.

4.5