"2015 год в международных делах был сложным", - признал глава МИД РФ, обратив внимание на "беспрецедентное усиление террористической угрозы". "Террористы из "ИГИЛ" (запрещенная в РФ группировка, арабское название - ДАИШ - прим. "РГ"), других экстремистских группировок удерживали значительные территории в Сирии и Ираке, совершали бесчисленные варварские преступления, включая теракты против граждан России, государств ЕС, Ближнего Востока, Африки, США, спровоцировали массовый исход населения, в том числе в сторону государств ЕС, строили планы создания "халифата" от берегов Атлантики до Пакистана. Их действия создали реальную угрозу не только региональной, но и международной безопасности", - напомнил Лавров.
По его словам, "в этих условиях Россия действовала активно и динамично, стремилась быть на высоте ответственности за ход событий в мире как одно из наиболее крупных государств, постоянный член Совета Безопасности ООН". "Ключевым направлением усилий российской дипломатии стало обеспечение лидерской роли нашей страны в деле мобилизации международного отпора террористической агрессии, создания широкого антитеррористического фронта, - отметил министр. - Решительные действия Воздушно-космических сил России в ответ на обращение сирийского правительства помогли сдержать натиск боевиков. В результате существенно прояснилась картина происходящего, стало видно, кто реально борется с экстремистами, а кто выступает в роли их пособников, пытается использовать их в собственных эгоистических целях, наносит, как Турция, предательский удар в спину тем, кто противостоит террористической угрозе".
Он также рассказал о запуске "венского процесса", который призван содействовать политическому урегулированию в Сирии: "Принятая 18 декабря резолюция СБ ООН, которая одобрила договоренности, выработанные в рамках Международной группы поддержки Сирии, задает вектор совместных действий - это борьба с террористами на сирийской территории, что предполагает единодушие в идентификации террористических групп, и продвижение политического процесса. Предполагается, что сирийцы на основе взаимного согласия между правительством и всем спектром оппозиции должны договориться о совместном управлении своей страной на внеконфессиональной основе, разработать новую конституцию и провести выборы под надзором ООН. На весь этот процесс отводится ориентировочно полтора года".
Прокомментировал Сергей Лавров и ситуацию на юго-востоке Украине, в том числе ход выполнения Минских соглашений. По его словам, "очень многое будет зависеть от эффективности диалога между Киевом, Донецком и Луганском". "Стороны конфликта, прежде всего украинские власти, должны найти политическую волю для реализации через переговоры тех компромиссных решений, которые закреплены в минском "Комплексе мер". Совершенно бессмысленно навязывать свою позицию в одностороннем порядке и тем более - пытаться переложить вину за затягивание урегулирования Киевом на Россию, да еще и оправдывая этим продолжение абсурдной санкционной политики в отношении нашей страны. При этом в Европе все больше понимают суть происходящего, включая и то, что новая попытка киевских властей прибегнуть к военной силе - а такие планы вынашиваются - имела бы тяжелые, трагические последствия, прежде всего для украинского народа", - заявил Лавров.
Проблемы в международных делах "не исчезнут в новогоднюю ночь", признал глава российского дипведомства. "Российская дипломатия продолжит интенсивную работу в интересах оздоровления международных отношений, будет отстаивать объединительную, созидательную повестку дня в мировой политике. Мы открыты для углубления сотрудничества со всеми, кто разделяет такой настрой", - заключил Сергей Лавров.