Новости

Авторынок в ближайшие два года будет буксовать
По итогам этого года автомобильный рынок страны просядет почти на 40%. Такие данные представил директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга Александр Наумов на XXIV конференции "Автопром-2015". Всего в 2015-м будет выпущено 1,6 млн транспортных средств.

Это количество может показаться мизерным, особенно в сравнении с 3,3 млн произведенных авто в 2008 году и с 3,1 млн, сошедших с конвейеров в 2012-м. Однако надо признать, что без государственной поддержки итог мог оказаться еще плачевнее - 1,1 млн, что уже крайне близко к критической отметке. По словам замгендиректора АСМ-холдинга, члена комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере Александра Ковригина, при выпуске менее 1 млн единиц мы просто потеряем наш автопром, поскольку этот бизнес станет нерентабельным ни для отечественных, ни для локализованных здесь зарубежных производителей.

Предотвратить обвал рынка помогли 43,3 млрд рублей господдержки, благодаря которым по состоянию на середину декабря было дополнительно продано более 523 тыс. машин. Так, сообщил Александр Наумов, по программе обновления парка (более известной как программа утилизации) реализовано 324,7 тыс. ед. ТС благодаря льготному кредитованию - 220,9 тыс., льготному лизингу - 33,3 тыс. Тем не менее производственные мощности российских предприятий оказались загружены всего на 40%.

На следующий год эти меры следовало бы продлить, считает чиновник. Однако пока средства на эти цели не предусмотрены. А к ним неплохо было бы добавить и субсидии на закупку городского электротранспорта (необходимо 0,6 млрд), стимулирование спроса на автобусы и технику для ЖКХ, работающую на газомоторном топливе (3 млрд), и некоторые другие меры поддержки. Они, кстати, коснутся и зарубежных брендов, имеющих высокую степень локализации в РФ.

Среди долгосрочных (до 2020 года) мер Наумов отметил ограничение сроков эксплуатации коммерческих ТС, введение возрастного и экологического коэффициента в транспортный налог, усиление контроля государственных и муниципальных закупок ТС, где приоритет должен отдаваться отечественной технике. А также создание условий для повышения экспортоориентированности производств: устранение заградительных импортных пошлин, которые сейчас доходят до 74%, компенсация части затрат на доставку продукции до зарубежных рынков. К 2020 году, по мнению чиновника, Россия сможет продавать в дальнее зарубежье до 380 тыс. авто.

Если же рассматривать структуру российского рынка легковушек, то очевидна тенденция - отечественные бренды, в отличие от коммерческого сегмента, снижают долю присутствия: в 2012 году она равнялась 21,3%, в 2014-м - 18,9%, а в этом будет в районе 18,7%. Отчасти, считает Ковригин, в этом виноваты сами производители: "В начале этого года АвтоВАЗ так разрекламировал "Ладу Веста", что многие граждане не стали брать "Приоры", "Калины" и "Гранты", ожидая свежую модель. В итоге только в конце года на рынок было выброшено всего 2 тыс. "Вест". И раздосадованные люди, кому их не хватило, приобрели недорогие корейские машины".

Что же касается прогнозов, то они не слишком радужные. По данным минпромторга, в 2016 и 2017 годах рынок просядет еще на 9% и останется в пределах 1,5 млн ед. Но это с господдержкой. Без таковой в следующем году состоится обвал на 40%, до 980 тыс. шт. А это уже критический уровень для отрасли.

Последние новости