Подобная правовая позиция отражена в свежем обзоре судебной практики, опубликованном Верховным судом России. Примером стало дело старшего сержанта Д., служившего в поселке Эльбан Хабаровского края. В 2014 году он по забывчивости "прибавил" себе день отпуска. Ему было положено явиться в часть 12 марта, а он вышел на службу 13 марта. В итоге лишний отдых стоил ему погон.
Можно долго спорить, слишком или не слишком строго поступили с сержантом командиры, почему нельзя было ограничиться обычным взысканием. Принципиальный вопрос, который предстояло решить суду (а сержант решил судиться) в том, имеет или не имеет права командир уволить солдата за такое опоздание. Если да, то остальные разговоры бессмысленны.
Первая и вторая инстанция отменили увольнение. Нижестоящие суды решили, что войсковая часть сама создала путаницу, не предоставив сержанту дополнительный день на дорогу. Военным, действительно, прибавляют к отпуску время, необходимое на путь до места, где человек намерен отдыхать. В данном случае, сержант отдыхал в Хабаровске. Поэтому, мол, он просто перепутал, когда должен вернуться в строй.
Однако Верховный суд России решил иное: путаницы нет, а есть недисциплинированность, и попытки как-то оправдаться после того, как дело зашло слишком далеко. На самом деле сержант изначально не собирался брать время на дорогу, так как разбивал отпуск на две части. А дорожные дни даются лишь один раз.
Командование войсковой части доказало в Верховном суде, что Д. сам отказался прибавлять к тому отпуску время на дорогу, так как собирался воспользоваться этой прибавкой в следующий раз. Поэтому сержант был прекрасно осведомлен, что никакой путаницы нет. Просто он, как говорится, загулялся и забылся. А это - грубый дисциплинарный проступок, и командование вправе было наказать человека так, как наказало. Кто не успел встать в строй, тот опоздал уже навсегда.
"Опоздание заявителя из отпуска, обусловленное его личной недисциплинированностью, обоснованно расценено командованием как невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы", сказано в обзоре судебной практики. Поэтому увольнение военнослужащего было признано законным.