издается с 1879Купить журнал

Главный "Лунатик" СССР

"Родина" отдает дань памяти главному конструктору первых советских "Луноходов"

Уважаемая редакция "Родины"!

В ноябрьском номере с интересом прочитал интервью с водителем первого советского лунохода Вячеславом Довганем ("Любимый лунный трактор". - Ред.), познавательную информацию об уникальном космическом аппарате. К сожалению, в статье не назван конструктор этого технического чуда. Расскажите о нем.

Дмитрий Сергеев, Москва


"Родина" отдает дань памяти главному конструктору космического чуда

Напомним, исполнилось 45 лет лунной советской эпопее. Легендарный аппарат стал первым в мире автоматическим планетоходом, полностью управляемым с Земли. За год он накрутил по "пыльным тропинкам" нашей космической спутницы более десяти километров.

Так совпало: после выхода статьи в "Родине" все причастные к созданию "Лунохода-1" собрались в НПО имени С.А. Лавочкина, где был сконструирован "лунный трактор". Конструкторы, управленцы, техники - около двух десятков убеленных сединами людей. Пришли и члены экипажа - его командир Игорь Леонидович Федоров и водитель Вячеслав Георгиевич Довгань. Оператор остронаправленной антенны Валерий Михайлович Сапранов прийти не смог. Болят ноги. В живых из 11 членов экипажа остались только они.

Увлекательным рассказам не было конца. Конечно, ветераны вспоминали и главного конструктора лунохода Георгия Николаевича Бабакина. Но кто лучше знал его, чем сын, ныне главный конструктор астрокосмического центра Физического института РАН Николай Георгиевич Бабакин:

- Мне самому не удалось принять участие в лунной программе. После окончания института нас с женой развели по разным космическим направлениям. Их было два: одних шутливо называли лунатиками - это те, кто занимался Луной, других - венеритиками - тех, кто Венерой. Я попал во вторые. Но был в курсе всего.

Главный конструктор "лунного трактора" Георгий Бабакин (слева) с коллегами. / Родина

- Как Георгий Николаевич относился к кадрам, которые, как известно, решают все...

- У него со всеми людьми, с кем сталкивался по жизни, устанавливались самые теплые отношения. Это было свойство его характера. Он очень доверял подчиненным. Помню, луноход въехал в глубокий кратер и никак не мог оттуда выбраться. В Центр управления понаехало начальство, каждый считал своим долгом дать совет экипажу. И тогда Георгий Николаевич взял ответственность на себя, заявив: а давайте-ка мы все отсюда выйдем. У нас отличный экипаж, и ребята сами во всем разберутся. Не будем мешать людям делать свое дело.

Так в итоге все и случилось, и кратер был пройден.

Георгий Николаевич Бабакин не дожил два месяца до окончания лунного рейса...

Водитель "Лунохода-1" Вячеслав Довгань, сын главного конструктора Николай Бабакин и командир экипажа Игорь Федоров (слева направо). / Денис Емельянов/ Родина

P.S. В наступившем году исполняется 55 лет со дня космического полета Юрия Гагарина. "Родина" планирует серию статей, посвященных знаменательной дате. Читайте в январском номере захватывающую историю спасения экипажа "Союза-23", нештатно приводнившегося 40 лет назад глубокой ночью и при сильнейшем тумане в самом центре озера Тенгиз - одного из крупнейших озер СССР, по которому уже шла шуга...