Чудо крещенской воды: в России начался Крещенский сочельник

18 января и 19 января в России можно наблюдать события, удивляющие всех, кто далек от Русской Православной Церкви. Во-первых, это длинные очереди верующих с пустыми емкостями для крещенской воды, тянущиеся к храмам. Освящение воды, или водосвятие, начинается накануне праздника Крещения Господня, в день Крещенского сочельника - с утра 18 января и продолжается уже весь праздник Крещения - 19 января.

Но созданием годовых запасов крещенской воды дело не ограничивается. Второе событие (второе по хронологии, но ни в коем случае не по яркости!) - это купание особо отчаянных граждан в крещенских прорубях в ночь с 18 на 19 января. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. И вот этот, обычно холодный крещенский вечерок (еще бы! Знаменитые российские крещенские морозы!) и выбрали отчаянные души для крещенских купаний. По правилам, крещенские проруби вырубают во льду в виде креста, или же Крест ставится рядом. Воду в проруби обязательно освящают. И окунаться в такую купель (ее еще называют Иорданью - в честь реки Иордан, где крестился Иисус) следует троекратно, со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". И хотя СМИ последние годы невероятно разрекламировали этот зимний и по виду вроде даже православный экстрим, Церковь, как ни странно, подобных подвигов от верующих не ждет: от того, что ты искупнешься в крещенский мороз, святым не станешь. Потому что народная забава имеет отнюдь не христианские, а языческие корни.

Дело в том, что на Святки - святые дни с 8 до 18 января - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье! - по окончанию Святок, на Крещение, троекратно окунаться в прорубь в виде креста. Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться.

Да, Церковь верит, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальным чином, специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы не находилась - в бутылке, баклажке, или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно! - благодать очищения от грехов может дать только Таинство Исповеди и Таинство Причащения. Купание в проруби в мороз не спасет.

Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем".

То есть благодатная, целебная и врачующая - как души, так и тела - сила крещенской воды бесспорна. Но если мы без благословения, а порой даже и без креста, просто формально трижды перекрестившись, прыгаем в ледяную воду, то мы, по сути, самонадеянно бросаем вызов Богу, "требуя от Него чуда". Вы рискнете?

С купаниями разобрались. А что же сама крещенская вода? Еще в древней Церкви были замечены ее особые животворящие и исцеляющие свойства. Вот что писал об этом святитель Симеон Солунский: "…вода крещенская - хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу".

Справка "РГ"

Два раза в год - в Крещенский Сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) совершается так называемое "великое освящение воды" - великая агиасма ("агисма" по-гречески значит "святыня"). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..." Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах Богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Но кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая "малая агиасма", оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от Святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".