Ежегодно на железных дорогах гибнут около сотни зацеперов. Большинство - молодежь, многим еще нет 18 лет. Социальные сети - главный проводник в мир экстремалов, рискующих своей жизнью на крышах поездов. В группах можно было легко найти сообщника на выбранное направление, вдохновиться "подвигами" иных смельчаков и, в конце концов, встать в один с ними ряд, прокатившись из Москвы в Петербург между вагонов "Сапсана". Хорошо, если останешься живым после таких приключений.
Почему закрытие таких сообществ в социальных сетях необходимая мера и где проходит граница между экстримом и сумасбродством, "РГ" рассказал инструктор по роупджампингу (прыжкам с веревкой с высокого объекта. - Прим. ред.) Александр Ремезов.
- Любой экстремальный спорт подразумевает большую ответственность спортсмена за технику безопасности. Например, прежде чем совершить первый прыжок с моста, нужно несколько лет проходить альпинистскую подготовку, должен быть хороший опыт работы с веревками, понимание предельных нагрузок и так далее. И так в любом экстремальном спорте - человек долго готовится и не делает ничего с полпинка. Беда зацепинга в том, что молодежь не понимает опасности, не готовит себе дополнительные защитные меры. Из-за этого и высок риск трагического исхода.
Следует ли закрывать сообщества зацеперов в социальных сетях?
Александр Ремезов: Ограничение доступа к этим группам - оправданная мера. Другой вопрос, не приведет ли это к тому, что множество сообществ экстремалов будут подвержены несправедливым гонениям?
В каких ситуациях гонения несправедливы?
Александр Ремезов: Есть, например, группы, где собираются роупджамперы, в них мы обсуждаем, в том числе, технику безопасности, какие ситуации возникали на объектах - в результате это помогает избежать их повторения. Согласитесь, это принципиально отличается от групп, где люди просто выкладывают ролики, как они едут на крыше поезда без страховки. Такое видео никоим образом не помогает человеку осознать степень опасности и найти способы снизить ее.
Но сами зацеперы настаивают на том, что как раз в этих группах были выложены правила безопасности. Например, за что можно держаться на крыше поезда, за что нет.
Александр Ремезов: Зацепинг - это совершенно другая история. Проезд снаружи поезда - это в принципе небезопасно. Говорить о том, что летального исхода не будет, если не хвататься за оголенный провод, - можно, конечно. Но это не обсуждение техники безопасности.
Одна из главных претензий к сообществам зацеперов - возраст участников, в группы приходят даже 10-летние ребята. Возможность заниматься экстремальным спортом зависит от возраста?
Александр Ремезов: У нас строгое правило на этот счет. Тот, кто совершает прыжок, должен быть совершеннолетним.