- Специалисты уральского завода собрали и испытали вертолет за пять дней. Затем заводские пилоты успешно перегнали его с аэродрома государственной авиации Уктус на аэродром Калачинск под Омском, где базируется летное училище, - сообщил региональный директор вертолетной компании по России Сергей Филатов.
Винтокрылая машина поступила в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Государственный контракт, заключенный осенью 2015-го, предусматривает поставку двух вертолетов с запчастями и инструментами для техобслуживания до 600 часов налета, а также обучение трех пилотов и восьми технических специалистов. Финансирование - 560 миллионов рублей - обеспечивает федеральный бюджет. Поставка второго комплекта для сборки на уральский завод запланирована на первый квартал, до первого мая колледж получит следующий вертолет.
- Машины будут использоваться только для обучения курсантов, - рассказывает помощник директора летного колледжа Александр Егоров. - На легкомоторных вертолетах это проще и экономичнее, нежели на тяжелых Ми-8: меньше расход топлива.
Добавим, разница значительная: Ми-8 тратит 660-680 литров в час, тогда как новая машина - всего 150-180.
На уральском авиазаводе намереваются не ограничиваться двумя машинами, а наладить серийное производство пассажирских вертолетов, а также малых самолетов. Его планируют разместить во второй очереди особой экономической зоны "Титановая долина". Под сборочный цех выделили шесть гектаров в Екатеринбурге, вблизи аэропорта Уктус. Проект активно продвигала управляющая компания ОЭЗ.
- Завод станет якорным резидентом. В 180 километрах от второй очереди расположен крупнейший в мире производитель титана. Логично объединить мехобработку титана и сборку узлов для самолетов и готовых летательных аппаратов. Это позволит значительно снизить издержки будущих резидентов, а также повысить объемы импортозамещения, - отмечал гендиректор "Титановой долины" Артемий Кызласов.
Строительные работы на площадке должны были начаться в этом году. Впрочем, при обсуждении бюджета Свердловской области на 2016 год региональный минфин отказался выделить 661 миллион рублей на инфраструктуру и проект второй очереди особой зоны ввиду пессимистичного прогноза поступления доходов в областной бюджет. Напомним, что в первую очередь "Титановой долины" область вложила 1,792 миллиарда рублей, федеральный бюджет - 814 миллионов. Проект реализуется с 2011 года, но пока на территории ОЭЗ зарегистрировано лишь восемь резидентов.
Существует еще один, инфраструктурный, тормоз: развивать вертолетную авиацию можно только при наличии посадочных площадок. В Екатеринбурге, например, всего две площадки, лицензированных Росавиацией - в экспоцентре и в аэропорту.
- В среднем в аэропорту выполняется около 130 взлетно-посадочных вертолетных операций ежемесячно, и их количество постоянно растет. Примерно половина приходится на долю частной авиации, - рассказал директор по стратегическим коммуникациям екатеринбургского аэропорта Дмитрий Тюхтин.
Казавшиеся когда-то реальными планы организовать вертолетные площадки на крышах городских небоскребов не сбылись. В первую очередь из-за того, что согласовать их размещение с федеральными ведомствами оказалось не менее сложно, чем получить разрешение на само строительство многоэтажки. Недаром "первый и единственный в России" гостиничный комплекс, имеющий вертолетную площадку, использует ее как автостоянку.
Впрочем, эксперты предрекают, что Екатеринбургу не уйти от использования вертолетов как вида транспорта. Лет через десять, когда уральский мегаполис окончательно утонет в пробках, наличие вертолетных площадок на небоскребах станет насущной необходимостью.