издается с 1879Купить журнал

Кинопередвижники

Как сельчан приобщали в 1920-е годы к "важнейшему из искусств"

По своей доступности и привлекательности кинематограф до сих пор продолжает занимать важное место в проведении досуга миллионов граждан. В далекие 1920-е гг. началось постепенное проникновение кино и в сельскую среду. Интересно, что в Поволжье этот процесс оказался связанным с деятельностью американской благотворительной организации АРА, развернувшей свою работу в рамках борьбы с голодом1. После ликвидации его последствий наступили новые времена: вечный лозунг "хлеба и зрелищ!" получал свое практическое воплощение.


Кинопередвижки

В 1924 г. в Татарской республике начало свою деятельность объединение "Таткино". Появились первые кинопередвижки - так называли портативные киноустановки для демонстрации фильмов в небольших помещениях, не оборудованных стационарными кинопроекторами. В начале 1925 г. в ТАССР работало две кинопередвижки, к середине года их количество возросло до шести, с начала 1926 г. было уже одиннадцать. В основном они обслуживали сельские местности Арского, Мамадышского, Елабужского и Свияжского кантонов2. Одновременно началось и собственное кинопроизводство. Так, например, в 1925 г. в Татарской республике был снят фильм "Мусульманка", в 1926 г. были произведены первые съемки Сабантуя, а через три года в деревне Атня Арского кантона проходили съемки фильма, посвященного 10летию образования ТАССР3. Однако съемки фильмов в те далекие годы были редким явлением, поэтому основным направлением деятельности стал кинопрокат. При этом практика проведения киносеансов в сельской местности приобретала спонтанный характер: маршруты следования кинопередвижек, как и содержание картин, порой оказывались совершенно случайными.

Однако и при таких условиях появление в селе кинопередвижки вызывало взрыв искреннего, неподдельного интереса. Посмотреть на "чудо техники" собирались все - от мала до велика. Помещения школ, клубов и библиотек, где показывали кино, часто переполнялись, для всех желающих просто не хватало места4. В таких случаях киносеансы устраивались прямо на улицах, где количество зрителей порой доходило до 1500-2000 человек5.


Кинематограф против религии

Желание увидеть кино нередко пересиливало влияние традиционных ограничений и запретов. Характерно, что среди зрителей оказывалось немало женщин, нарушавших традиции затворничества. Например, в числе зрителей, посетивших киносеанс, проведенный в деревне Иски-Тильчяли Буинского кантона, оказались женщины, которые до этого никогда вместе не собирались6. Высокий интерес к фильмам отмечался в татарских деревнях несмотря на то, что читать титры по-русски для многих было сложно7. Отмечался интересный факт: поначалу на киносеансы приходили мужчины, в следующий раз - их жены и дети8. Порой выручка от киносеансов превышала традиционные сборы на церковные нужды. Например, в селе Куралово сбор местному священнику составил 5 руб., тогда как за один киносеанс удалось собрать 18 руб. 45 коп.9

Неудивительно, что появление в деревнях кино вызывало тревогу со стороны ревнителей традиций. Так, во время великого поста жители некоторых сел говорили, что "кино смотреть грех и ходить на него не стоит", так что желающих находилось не очень много, в результате затраты на проведение сеансов иногда себя не оправдывали10. Большое влияние на развитие киноиндустрии в сельской местности оказывал и учет сезонного характера крестьянского труда. Наибольшую популярность кино приобретало в осенне-зимний период, когда у населения оказывалось больше свободного времени. С наступлением весны отношение к киносеансам менялось, крестьяне говорили, что "нам не до кина, есть нечего"11. Кроме того, наступающее в это время бездорожье существенно обостряло транспортные проблемы. По отчетам киномехаников, посещавших деревни в марте-апреле 1926 г., "приходилось очень агитировать крестьян, чтобы привлечь к посещению (кино. - Д.Д.)"12. Плохое посещение киносеансов отмечалось и в летние месяцы, когда шла работа в поле13.

Вагон-кинематограф на станциях встречали самые благодарные зрители. / РИА Новости


Что смотрели крестьяне?

Интересно обратиться к репертуару сельских кинопередвижек. Большим успехом пользовались приключенческие сюжеты, детективы, фильмы про любовь... Так, в основу сюжета популярного в те годы фильма "Евдокия Рожновская" была положена история сельской женщины, ушедшей от постоянных побоев мужа в город. Вставшая на путь революционной борьбы и вступившая в партию большевиков Евдокия вернулась после революции в родное село, чтобы налаживать новую жизнь. Еще одной популярной лентой стала кинокартина "Всем на радость", повествующая о том, как демобилизованный красноармеец сумел наладить в своем селе кооперативную торговлю, вытеснив частника-кулака. Главным героем фильма "Ванька - юный пионер" стал деревенский мальчик, убежавший в город и вступивший в пионеры, чтобы по возвращении домой организовать в селе пионерский отряд. Как правило, основным замыслом киноленты являлся политический мотив: через сюжет фильма зрители должны были увидеть борьбу старого и нового. В этом случае достигалось сразу несколько задач - от развлекательных до идеологических. Недаром основатель советского государства В.И. Ленин подчеркивал, что "из всех искусств для нас важнейшим является кино"14. Восторженное отношение к самой идее кино приводило к положительному восприятию образов его героев - строителей нового общества. Так, например, жители села Ципьи Арского кантона после просмотра фильма "Евдокия Рожновская" написали, что "не видели такого чуда науки и техники. Теперь же мы убеждаемся, что Советская власть действительно старается проникнуть в самую глухую трущобу республики, дабы внести просвещение..."15.


Взыскательные критики

Однако утверждать, что сельская аудитория повсеместно с восторгом воспринимала агитационные идеи, не приходится. Порой крестьянин оказывался весьма строгим зрителем. Достаточно обратиться к отзывам о некоторых фильмах. Например, в селе Ново-Шешминск Мензелинского кантона было отмечено, что демонстрируемые киноленты имеют "узко предвзятую цель", в селе Шереметьево обратили внимание на "малоудовлетворительное содержание картин", в Камском Устье, судя по отзыву, в фильме "Всем на радость" оказалось "чересчур много агитации"16. Как было написано в отзыве, идея этого фильма "очень уж далека от жизни... легко достигается цель, поставленная крестьянами, слишком отзывчив центр на запросы крестьян, чего в действительности нет"17. Нередко портили впечатление и технические проблемы: иногда части фильма были неправильно склеены, подчас приходилось ждать, когда киномеханик справится с поломкой аппарата, не всегда удавалось прочитывать титры, - от всего этого терялся смысл увиденного на экране18. Зато приезд кинопередвижки становился хорошим поводом для общения. Как отмечали в своих отчетах работники кино, в этом проявлялась "обычная деревенская потребность послушать разговорчивого человека"19. Так, например, киномеханику Д. Шитову, который приехал в деревню Мальцево Елабужского кантона, пришлось долго общаться с местными жителями, делясь последними новостями. Было задано множество вопросов. Крестьян волновало, почему советская власть не может бесплатно показывать им кино?20 Звучали пожелания снизить цены на билеты: далеко не у всех находилась необходимая для этого сумма (10-15 коп. за сеанс)21, хотелось видеть больше фильмов развлекательного характера, а также с сюжетами из жизни самих крестьян22.

Звуковая кинопередвижка добралась и до Дальнего Востока.


На службе массового просвещения

Во второй половине 1920-х гг. визиты кинопередвижек все чаще оказывались направленными на реализацию конкретных практических задач. К примеру, летом 1928 г. передвижная санитарная киновыставка посетила около 20 татарских деревень Буинского, Арского и Мамадышского кантонов. За три месяца выставку посетили свыше 50 тысяч человек, им было прочитано свыше 140 лекций о распространении болезней, о вреде пьянства и т.п. В 1929 г. киновыставка готовила население Мензелинского кантона к комплексному медицинскому обследованию, осуществленному врачами - работниками Общества по изучению Татарстана23.

К сожалению, имея большой потенциал воздействия на сельского зрителя, в условиях 1920-х гг. кинематограф не смог в полной мере его реализовать. Это обусловливалось причинами экономического, технического и организационного характера. В Татарской республике вопросы проката кинокартин решало "Таткино" - организация, имевшая монопольное право в данной сфере деятельности. Цены на эту услугу регулярно росли. Так, например, только за 1924 г. цена проката картины возросла вдвое - со 150-200 руб. до 300-400 руб.24 Стремление оправдать затраты вынуждало прокатчиков проводить сеансы в городах, в первую очередь в Казани, где приток зрителей оказывался выше, да и расходы на транспортировку оборудования были минимальными. В таких условиях визиты кинопередвижек в отдаленные села оставались редкими. Покупка киноаппаратов для сельских клубов в то время было невозможна из-за высокой цены оборудования. Самый популярный киноаппарат марки "ГОЗ" с полным снаряжением стоил 640 рублей25 - целое состояние, учитывая, что среднемесячные зарплаты в городах в то время составляли от 40 до 170 руб.26 Доходы же самих крестьян оказывались гораздо скромнее. К тому же данный киноаппарат не отличался высокой надежностью, а его частые поломки обостряли проблему недостатка квалифицированного персонала. Фактором, тормозившим развитие кинофикации в деревне, можно назвать и не всегда удачно выбранные сюжеты фильмов, сложные для восприятия политические идеи, что подчеркивалось и зарубежными исследователями27. Наконец, организация киносеансов не всегда учитывала сезонный характер крестьянского труда.

Тем не менее в 1920-е гг. кино уже входило в сельский быт. Несмотря на трудности, началось постепенное приобщение сельчан к новому виду искусства. Все чаще работникам передвижек высказывались пожелания посещать деревни и села с новыми картинами. Время покажет, что кинематографу - "чуду техники" - суждено будет сыграть незаменимую роль в изменении образа жизни большей части населения страны.


Примечания
1. Кино и молодежь. М; Л., 1926. С. 57.
2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 4. Л. 21об. - 22.
3. Алексеев И. Рубежи кинодокументалистов Татарии. Казань, 1974. С. 30, 38.
4. НА РТ. Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 17. Л. 5, 13, 19, 42, 105.
5. Мухамедьяров Г.З. С киновыставкой по деревням ТР // Сборник здравоохранения ТССР. 1929. N 2. С. 100.
6. Там же. С. 102.
7. НА РТ. Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 4. Л. 16об., Д. 17. Л. 34, 39.
8. Мухамедьяров Г.З. С киновыставкой по деревням ТР. С. 99.
9. НА РТ. Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 17. Л. 105.
10. Там же. Л. 116 - 116об.
11. Там же. Л. 133.
12. Там же. Л. 116.
13. Там же. Л. 135.
14. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 44. С. 579.
15. НА РТ. Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 17. Л. 13.
16. Там же. Л. 8, 22.
17. Там же. Л. 22.
18. Там же. Л. 61 - 61об.
19. Там же. Л. 79.
20. Там же. Л. 113.
21. Там же. Л. 66об, 70.
22. Там же. Л. 3, 21, 42, 51, 57, 105, 126, 127.
23. Еникеев Х.И. О работе медицинского отряда комплексной экспедиции "Общества изучения Татарстана" в Мензелинском кантоне // Сборник здравоохранения ТССР. 1930. N 3. С. 29.
24. НА РТ. Ф. Р-144. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.
25. Кино в деревню. М., 1924. С. 3.
26. Головин С.А. Имущественная дифференциация доходов населения СССР в 20-30е годы ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. N 66. С. 180.
27. Stites R. Soviet popular Culture. Entertainment and Society since 1900. Cambridge, 1992. Р. 60.