Как писала "РГ" (18.01.2016 "Каменный гость" ), российские ученые получили предложение создать ядерный вариант мягкого воздействия на астероиды в рамках европейского проекта NEOShield, который длился с 2012 по 2015 год. Сейчас ядерные взрывы в космосе запрещены, но если встанет вопрос о глобальной катастрофе, то, по мнению специалистов, запреты придется снять. Другие, менее радикальные способы борьбы с незваными гостями в рамках этого проекта были поручены разным странам и организациям.
В пресс-службе ЦНИИМаша корреспонденту "РГ" заявили, что если даже Россия откажется от программы по борьбе с астероидами, институт будет продолжать исследования в этой сфере. А по мнению директора Центра планетарной защиты Анатолия Зайцева, в отказе России нет ничего экстраординарного. Ведь такая система стоит огромных денег. Защитить Землю можно только совместно, объединив усилия многих стран. Для этого надо создавать специальный международный фонд, из которого должны финансироваться научно-исследовательские работы. Было бы странно, если бы одна страна взяла на себя защиту всей Земли.
Кстати, еще десять лет назад руководство Роскосмоса заявляло, что Россия не будет создавать систему защиты от астероидов. Логика была примерно такая: астероид может прилететь в любую минуту, а может не угрожать тысячу лет. Вероятность "астероидной атаки" на Землю очень мала - 10 в минус 19-й степени. Поэтому надо бороться с реальными угрозами, которые сегодня есть на Земле, а не с фантастическими. Очевидно, такая логика преобладает и сегодня. Что же из себя на самом деле представляет астероидная опасность?
- Досье на "врага из космоса" пока очень бедно, - говорит директор Института астрономии РАН Борис Шустов. - Хотя уже выявлены практически все потенциально опасные астероиды размером более одного километра. Таких около сотни, их орбиты рассчитаны, и в обозримом будущем они для землян опасности не представляют. Куда хуже ситуация с астероидами среднего размера - от 150 метров до километра. Их более 20 тысяч, а выявлено менее 15 процентов. И совсем беда с более мелкими, такими, как, например, тунгусское тело размером 50 метров. Мы знаем всего об одном проценте таких тел. Об остальных 99 процентах известно лишь, что они где-то летают и могут время от времени сближаться с Землей. Что же касается таких тел, как челябинский метеорит, то их вообще не менее миллиона.
Финансирование космической деятельности России до 2025 года определено в объеме 1406 млрд рублей: проект новой ФКП проходит заключительные согласования и может быть представлен в правительство в конце следующей недели, рассказали "РГ" в Роскосмосе. Более 70 процентов этой суммы пойдет на НИОКР.
При этом часть разработок, на которые могут быть выделены еще 115 миллиардов, остаются под вопросом. Решение по ним будет зависеть от состояния бюджета.
По сравнению с прошлым вариантом Федеральной космической программы (рассчитанным на 2004,5 млрд рублей) новая версия предусматривает существенную оптимизацию затрат. Это коснется нашей орбитальной группировки спутников, разработок, связанных с освоением Луны, созданием многоразовой ракеты-носителя и других проектов. Однако в Роскосмосе подчеркнули, что приоритеты лунной программы не изменились. В планах госкорпорации до 2025 года - исследование спутника Земли автоматическими аппаратами.
При этом проект тяжелой ракеты повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В" будет отложен: специалисты оценят возможности минимизировать затраты по нему. Возможно, реализация проекта стартует только после 2025 года. Кроме того, начало работ по созданию космического ракетного комплекса с многоразовой ракетой-носителем также переносится с 2020 года на 2025 год.
- В перспективе мы все равно придем к ракетам с возвращаемыми первыми ступенями, но когда это будет реализовано, сложно сказать, - рассказал глава Роскосмоса Игорь Комаров. - Технологически это возможно, но сделать такие пуски выгодными экономически, при этом сопоставимыми по надежности и полезной нагрузке с одноразовыми ракетами, - сложнейшая задача, которую специалисты пока решить не могут. Ведь при посадке ступень подвергается огромным нагрузкам, температурным воздействиям, на это тратится много топлива...
Но многое осталось без изменений. Например, все также будут разрабатываться космические буксиры на основе электроракетных и ядерных двигателей, ключевые элементы ракеты-носителя сверхтяжелого класса, планы отправить после 2035 года пилотируемую миссию к Луне также остаются.
Программа МКС также ожидается насыщенной. В 2017 году к станции отправится новый лабораторный модуль - на борту будет проводиться больше научных экспериментов. На 2018 год намечен старт узлового модуля, а на 2019-й - научно-энергетического. Однако из-за сокращения расходов на ФКП от некоторых новых модулей пришлось отказаться.
- Это действительно так, - рассказал Игорь Комаров. - В частности, пришлось свернуть разработку трансформируемого модуля. Кроме того, предполагается снижение затрат на обслуживание МКС в основном за счет транспорта. Возможно, вместо четырех запусков космических грузовиков в год обойдемся тремя.
При этом отказ от некоторых модулей не повлияет на планы России по созданию собственной орбитальной станции: этот шаг планируется после 2024 года.
- Пока никакого решения об отделении российского сегмента от МКС нет, до 2024 года мы продолжим работать. Однако такая техническая возможность заложена, - отметил Игорь Комаров.
На 2021 год намечен первый полет пилотируемого транспортника нового поколения "Федерация". Если летные испытания пройдут успешно, к МКС этот корабль отправится уже в 2023 году.
Отдельная тема - космодром Восточный, на котором глава Роскосмоса только что побывал с инспекцией. Сейчас на технологическом комплексе космодрома начались комплексные испытания и сборка ракеты-носителя. На стартовом комплексе комплексные испытания начнутся, по плану, 26 марта.
Первый пуск, если все пройдет успешно, намечен на конец апреля. Но окончательное решение о готовности Восточного к старту ракеты-носителя "Союз-2.1а" со студенческими спутниками примет государственная комиссия.
Подготовила Ксения Колесникова