"Откуда вы это взяли?" - так она отреагировала на вопрос журналистов о возможной отмене в России страховых взносов и возвращения единого социального налога. Его, напомним, отменили еще в 2010 году.
О планах по введению такого налога и передаче его администрирования Федеральной налоговой службе (ФНС) накануне активно дискутировали и в социальных сетях. Новость вызвала волнение еще и потому, что речь также шла и об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.
Для тех, кто уже не помнит: ЕСН - это прямой федеральный налог, который какое-то время заменял собой отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.
Однако это не отменяло целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступали в фонды.
С введением ЕСН функции его администрирования были переданы налоговым органам. Поэтому и сейчас возможное решение о возврате к единому социальному налогу действительно видится логичным некоторым экспертам в свете создания единого фискального органа на базе ФНС, который должен стать, в том числе, администратором страховых взносов. Но это не означает, что возвращается ЕСН.
Слишком уж много плюсов было, когда его отменили. Средства сразу начал получать тот фонд, который специализировался на предоставлении гражданам определенных социальных гарантий. Деньги граждан стали персонифицированными, ими стало легче управлять. Кроме того, отмена социальных платежей в виде налога привела к снижению общей налоговой нагрузки на бизнес. Конечно, платежи никуда не делись, но в расчетах налоговой нагрузки по стране неналоговые платежи не числились, что позволило РФ улучшить свои показатели в международных рейтингах.
Но есть и те эксперты, кто допускает мысль о возвращении единого налога. По их мнению, ФНС удастся намного эффективнее заниматься администрированием социальных платежей. Контрольная деятельность этого органа отлажена, предполагает серьезную аналитическую работу и выход на проверку только при наличии достоверных сведений о нарушениях. ФНС ежегодно отчитывается о сокращении числа проверок и увеличении сборов. "Как бы бизнес ни относился к налоговой службе, она сейчас эффективная. Нужно понимать, что едут на том, кто везет. Налоговая служба - это рабочая упряжка", - считает Дмитрий Тихонов, доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС. В то время как внебюджетные фонды до сих пор не получили эффективную нормативную базу для проведения контрольных мероприятий. Буквально в декабре 2015 года обсуждался вопрос расширения их полномочий и предоставлении права проведения внеплановых и повторных проверок.
Однако бизнес это, по-прежнему, не убеждает. Предприниматели опасаются, что возврат к ЕСН будет связан с повышением ставок налога. На эту мысль наталкивает обсуждаемый вопрос об увеличении нагрузки на заработные платы, превышающие 800 тысяч рублей в год.
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:
- И по моим сведениям тоже, тема возврата единого социального налога на заседании Экспертного совета при правительстве не поднималась. Этот вопрос в принципе в правительстве серьезно не обсуждается. Речь идет об оптимизации администрирования страховых взносов и о передаче этой функции от небюджетных социальных фондов налоговой службе. А это принципиально разные вещи. Страховые платежи - персонифицированы, а налог обезличен.
Что касается введения страховых платежей с зарплат выше 800 тысяч рублей, на мой взгляд, это решение может привести к уходу в тень если не отдельных категорий высокооплачиваемых работников, то по крайней мере части их зарплаты.
С одной стороны, такое вознаграждение получает не так много россиян. Может быть, миллион человек, максимум - несколько миллионов. 55 процентов работающих россиян зарабатывают в среднем 22 тысячи рублей (если считать по "старой" методике Росстата определения средней зарплаты, по новой методике их доход еще ниже). 560 тысяч работающих пенсионеров получают более одного миллиона рублей в год. Теперь представьте - за них делаются отчисления в пенсионный фонд. При этом их пенсия не индексируется, в августе ее могут пересчитать максимум на 200 рублей. И если сейчас еще и увеличат сумму, которая будет облагаться страховыми платежами, какой у них и их работодателей останется интерес работать в белую?
То же самое касается и молодых людей с высокими доходами. Высокие зарплаты часто у людей, работающих, например, в сфере новейших технологий, IT, нередко их продукция и услуги конкурируют на международном рынке, и увеличение нагрузки на фонд оплаты труда будет понижать эту конкурентоспособность.
Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:
- В России уже был ЕСН, и это не был позитивный опыт. Поскольку в то время в бюджетах социальных фондов образовались "дыры", которые не удается "заткнуть" до сих пор. Причина - собираемость социального налога была на уровне 70 процентов от объема сборов фондами. Объяснить этом можно тем, что одно только понятие "налог" заставляет наших предпринимателей искать возможности "оптимизировать" платежи. К социальным взносам отношение другое.
Что касается взимания взносов с зарплат выше 800 тысяч рублей - почему нет? Вы заметили, как только речь заходит об увеличении налогов или страховых платежей, нас сразу начинают пугать уходом бизнеса в тень. У нас есть мощные силовые, контролирующие структуры, которые обязаны следить за тем, чтобы это не происходило. А если все-таки происходит, значит, они работают неэффективно и бюджет зря тратит на них средства налогоплательщиков. И всю структуру их работы надо перестраивать.
Кроме того, я считаю, самое время вернуться к рассмотрению таких вопросов, как введение прогрессивного подоходного налога - чем выше зарплата, тем больше человек платит, а также налога на роскошь. Это будет социально справедливо.
Татьяна Малеева, директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:
- Изменение системы сбора социальных платежей - это больше технический вопрос. Считается, что у налоговой инспекции больше возможностей для качественного администрирования. Один из аргументов в пользу такого решения - это уменьшение нагрузки на бизнес. Но как бы и кем не собирались платежи, пенсионный фонд все равно будет следить за правильностью их уплаты работодателями, поэтому контроль с его стороны не уменьшится.
Повышение суммы, облагаемой социальными платежами, частично поможет решить проблему дефицита пенсионной системы. Но кардинально - нет, поскольку не так много россиян зарабатывают 800 тысяч в год. Для того чтобы система стала более устойчивой, нужно повышать пенсионный возраст до 62-63 лет для обоих полов. Если это сделать, то схема может быть мягкой: пенсионный возраст женщин будет прибавлять по полгода в год, у мужчин - по три месяца. Если это решение отложить, придется действовать по более жесткой схеме. И это будет стресс для людей предпенсионного возраста.