"Статистика электронной торговой площадки "РоссияОнлайн" демонстрирует, что в 2014 году было проведено 1060 торгов на сумму чуть менее 50 миллиардов рублей, - говорит Станислав Клейменов, президент Российской гильдии арбитражных управляющих. - А в 2015 году уже 3210 торгов на сумму более 200 миллиардов рублей".
И основная волна распродаж еще впереди. С момента назначения управляющего до торгов проходит в среднем 1-1,5 года. Так что всплеск банкротств 2015 года (их число удвоилось) отразится на продажах имущества разорившихся компаний в 2016-2017 годах.
Что и как покупают? Статистика торгового портала "Фабрикант" также показывает рост интереса покупателей к имуществу банкротов. Почти в восемь раз вырос спрос на оборудование таких организаций. В 2014 году сделки на покупку оборудования были заключены на 458 миллионов рублей. А в 2015-м уже почти на 3,6 миллиарда рублей.
Почти в три раза возрос спрос на здания, сооружения и земельные участки. Меньший интерес вызывает автотранспорт. Количество его покупок выросло всего в 1,5 раза.
В 2015 году сделок по покупке дебиторской задолженности было совершено на 14,6 миллиарда рублей. Можно сказать, что эта собственность вызывает наибольший интерес охотников за имуществом банкротов. Как правило, речь идет о задолженности крупных должников, которая подтверждена вступившим в силу судебным актом.
В этом "бизнесе на банкротах" есть свои секреты. Например, покупать быстро на торгах, с которых продается имущество банкротов, не принято. Чем дольше идут торги, тем выгоднее лот.
"Имущество банкротов продается на первых торгах по оценочной стоимости, на повторных снижается на десять процентов, а далее если никто его не приобрел, то выставляется на торги, которые называются "публичное предложение", когда цена снижается до тех пор, пока не найдется покупатель", - поясняет Станислав Клейменов. По статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве, 93 процента всех сделок по продаже имущества заключаются на этапе "публичного предложения" в среднем за 10 процентов первоначальной стоимости. "В процедурах банкротства продается всегда и все, это только вопрос цены", - считает Клейменов.
Но далеко не все предприниматели, собирающиеся выйти из бизнеса, готовы разорить компанию и объявить ее банкротом. Компромиссным решением является ее продажа. "Некоторые бизнесы изначально строятся с целью выгодной перепродажи", - поясняет Кирилл Бигай, соучредитель и управляющий партнер Preply. Кроме того, любой кризис характеризуется заметным перераспределением ресурсов.
"Осторожные предприниматели пытаются избавиться от невыгодных активов", - поясняет эксперт. В числе первых претендентов на продажу - компании малого бизнеса, среди главных претендентов на их покупку - средний и крупный бизнес. Последний будет пополнять активы новыми компаниями и имуществом, приобретенными по заведомо низкой цене.
По мнению экспертов, наименьшие шансы на продажу сегодня имеют хостелы, парикмахерские и кафе. "Сокращается число точек общепита, салонов красоты", - говорит Кирилл Бигай. При падающих доходах население начинает экономить на том, от чего можно легко отказаться. В то же время в почете виды бизнеса, которые оказывают людям основные услуги. К примеру, сейчас выгодно открывать автосервис. Среднее время владения автомобилем в Москве выросло с 5 до 7 лет, а машинам постарше чаще нужен ремонт.
По данным Avito, больше всего потенциальные бизнесмены интересуются приобретением компаний в сфере услуг (29 процентов), в торговле (28 процентов) и общественном питании (14 процентов).