28.01.2016 14:01
    Поделиться

    Дело не в ностальгии

    Агент ФБР Фокс Малдер несколько небрежно кладет на стол фотографии из старых дел. Вот - летающая тарелка, вот - человек-червь, вот - снимок похищенной инопланетянами сестры. Вся ностальгия, впрочем, умещается в три минуты. Перед Малдером и его бессменной напарницей Даной Скалли - новый вызов. И бросают его вовсе не пришельцы.

    Да, "Секретные материалы" изменились. И перемены тут не из разряда тех, которые надо выискивать с лупой. Они бросаются в глаза буквально с первых минут. Шоураннер Крис Картер и компания, очевидно, внимательно следили за новостной повесткой. И теориям заговора с мистическим флером предпочли в меру реалистичные - из пост-сноуденовского мира. Американские спецслужбы следят за всеми подряд, в адрес Барака Обамы звучит критика (сдержанная, но все-таки), демократия - лишь бессмысленная формулировка откуда-то из конституции США. Привычная по оригинальным эпизодам паранормальщина переходит в агрегатное состояние, близкое к псевдонаучной фантастике. Кажется, еще чуть-чуть - и дело дойдет до каких-нибудь шапочек из фольги и перевернутых микроволновок.

    Однако столь резкий поворот вовсе не раздражает. Скорее, наоборот - радует. Новый формат шоу - не без самоиронии приближенный к скандальным публикациям в желтой прессе - вполне вероятно, будет интересен и тем, кто не видел ни одной серии старых X-Files. Все-таки мифы о летающих тарелках и прочие порождения гик-культуры в наши дни вызывают куда меньший интерес, чем дискуссии о недобрых тайнах кулуаров Лэнгли и Белого Дома.

    Книжки бульварной серии "Тайны двадцатого века" в двадцатом веке и остались, обрастая пылью на нижних полках шкафов. Истории про зеленых человечков из космоса, соответственно, спародированы и высмеяны всеми кому не лень (вспомним, например, комедию "Пол: Секретный материальчик"). Нынешняя конъюнктура диктует моду на паранойю совсем другого свойства; Картер это, очевидно, чувствует - и осознанно отказывается от пучеглазых серых манекенов в пользу бодрого полицейского - или политического - триллера.

    Тем более что остальные компоненты и сейчас - на уровне. Интрига - в наличии, мрачная атмосфера нагнетается исправно, тот самый саундтрек Марка Сноу - на своем законном месте, обещанные Уолтер Скиннер и инфернально зловещий Курильщик обильно льют бальзам на душу преданным фанатам. А уж серия номер два - с жуткими голосами в голове, стаями воронья и кровью из ушей - и вовсе срывает аплодисменты, доказывая: команда "Файлов" и сейчас может хорошенько напугать своего зрителя, который в девяностых вжимался в кресло, наблюдая, например, за одержимым призрачной сущностью подполковником Белтом.

    При этом надо понимать: возвращения "Секретных материалов" ждали не только ради фирменного саспенса. Немалую часть поклонников сериала в большей степени волновала актерская форма дуэта Духовны и Андерсон. Спешим успокоить: оба - в полном порядке. И если "Скалли", в принципе, надолго и не пропадала, успев появиться в "Падении", "Ганнибале" и "Багровом лепестке", то Духовны с видимым удовольствием вернулся к главной роли своей карьеры (да простят нас поклонники Хэнка Муди). Что из этого выйдет, чем все закончится и хватит ли им пресловутой "химии", говорить пока рано. Но уже сейчас видеть парочку агентов, пусть несколько постаревших, на экране - сплошное удовольствие.

    Как бы то ни было, истина - где-то рядом. Точнее - в эфирных рейтингах. Оные у дебютных полутора часов оказались выше, чем у заключительных серий девятого сезона в 2002 году. А шесть эпизодов - срок вполне достаточный для того, чтобы окончательно понять, нужна ли эта перезагрузка кому-то, кроме оголтелых "файломанов". Если нужна, то за минисериалом, скорее всего, последует полноценное продолжение культовой франшизы. Да не на один сезон, а как минимум - на пару-тройку. По крайней мере, именно в это мы хотим верить.

    Поделиться