28.01.2016 14:59
    Поделиться

    В Самарской области оказалось невыгодно спасать бездомных собак

    Самара, разработав первый в стране закон о животных, так и не стала городом цивилизованного отношения к бездомным собакам
    Стерилизация вместо эвтаназии, приюты вместо "собачьего ящика", чипы и единый реестр домашних питомцев - вот лишь некоторые нормы, на которых настаивали авторы гуманистического документа 2012 года. Почему он так и остался в планах, разбиралась корреспондент "РГ".

    Визит с "Участием"

    Двух рук и десяти пакетов сушек на 200 душ было явно недостаточно. Они заглушали мои тихие приветствия своими басами и высовывали морды через прутья вольеров, желая получить добавку и лизнуть в знак благодарности. А если выпустит хозяин, еще и продефилировать по свежему снегу. Кто-то весело прыгал на четырех, кто-то семенил лишь тремя лапами. Слепого пса Стиви на прогулку в тот вечер не выпустили, он даже угощаться не стал, погруженный в свои невеселые думы.

    Четверть обитателей приюта для бездомных животных "Участие" (всего здесь более 200 животных - собаки и кошки) - инвалиды. На "дворян" спрос невелик, а уж найти нового хозяина больному животному - и вовсе нереально.

    - Они будут доживать свой век здесь, это по-человечески, - поясняет организатор приюта "Участие" Ирина Блинова, по своей прошлой профессии она школьный учитель. Дома у нее под опекой еще несколько собак-инвалидов.

    Сегодня на кухне дежурит Катюша: 25 ведер каши с мясом два раза в день - нагрузка не для слабаков, но без горячего в лютые морозы собакам в вольерах не выжить. Места в теплом доме хватает только больным.

    Знакомимся. Степа и Жанна - брат и сестра. Всю их семью отравили догхантеры, спасти удалось только двух белоснежных щенков. Собаки добрые и жить не могут друг без друга, даже ходят, синхронно поднимая лапы. Жанну однажды забирали в дом, да так и не смогла она прижиться у новых хозяев, сильно тосковала по брату.

    Почтенный пес Василий Федорович четверо суток простоял на дне ледяного колодца, пока его не вытащили люди. Несмотря на стресс он не разучился радоваться.

    Рыжику в прошлой жизни тоже досталось: однажды он залаял на чью-то лошадь и "наездник" в наказание отрубил ему лапу. Ласковый пес после травмы замкнулся, но волонтер "Участия" Сабрина выходила его (почти полгода она ежедневно приходила к нему пообщаться), и тот снова стал доверять людям.

    Представительный Дружок, судя по манерам, тоже был когда-то домашним. Но по старости своей стал не нужен хозяевам: волонтеры нашли пса в подъезде дома больным и истощенным. По обреченному выражению глаз было понятно: "я готов умереть и сейчас сделаю это". Умереть не дали, подлечили, взяли в приют на дожитие. Алабай Аза, получившая за умение успокаивать малышей прозвище "Слезовытиралка", была сдана хозяевами в отлов на усыпление по причине своего доброго характера - "не охранник!". Но, может, все эти истории не про зверей, а про людей?

    Бесприютные проблемы

    Приют "Участие" был открыт в 2007 году: в безвозмездное временное пользование группе энтузиастов передали бывший питомник ГУВД на берегу Самарки. Ремонта требовали вольеры, лестницы, заборы, предприимчивые люди унесли с заброшенного объекта даже телефонный кабель. Пока все восстановили своими силами и средствами, грянула новая беда.

    С 2011 года власти заговорили о сносе приюта. Сначала официальной причиной называли строительство в историческом центре стадиона к ЧМ-2018 по футболу. А когда важный спортивный объект был перенесен в район Радиоцентра, появился новый камень преткновения.

    - Земельный участок с 2007 года находится в безвозмездном временном пользовании Самарской региональной общественной организации "Общество защитников животных "Участие". Срок действия договора заканчивается в октябре 2017 года. Данная территория попадает в зону строительства Фрунзенского моста. В июле 2015-го обсуждался вопрос переезда приюта на новое место... - сообщают в горадминистрации.

    "Чиновникам выгодно не решить проблему бездомных животных никогда, в противном случае денежный поток иссякнет"

    - Все, что предлагается, не может использоваться без чудовищных вложений. Например, коробка двухэтажной "сталинки" в промзоне требовала ремонта на 6,7 миллиона рублей. Плюс ежемесячная аренда в 130 тысяч, что нам явно не по силам, - поясняет Ирина. - Но даже если найдем деньги, нет никаких гарантий, что ситуация не повторится. Мы просим у города землю в аренду с правом выкупа, чтобы все объекты, которые мы вновь построим на свои деньги, стали нашей собственностью, но нам не дают.

    Деньги псу под хвост?

    Сегодня в Самаре работает три общественных приюта: "Участие", "Надежда", "Хати". Все они существуют за счет пожертвований, энтузиазма учредителей и помощи волонтеров. Разговоры же о муниципальном приюте для бездомных животных идут с 2012 года, тогда из городского бюджета якобы даже выделялись средства на его проектирование. Планировалось, что это будет "пристанище" для 800 животных. Да только дальше слов дело не двинулось, в отличие от соседней Казани или Нижнего Новгорода, где город взял на себя содержание сразу нескольких подобных объектов. Может быть, в Самаре нет для этого средств?

    Здесь уместно вспомнить, что в марте 2015 года эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проанализировали тендеры на оказание услуг по регулированию численности безнадзорных животных в 30 регионах страны. Выяснилось, что с 2012-го по 2014 год расходы на эти цели выросли десятикратно и составили почти один миллиард рублей.

    В Самаре на решение проблемы уличных псов бюджет в последнее время выделял около 20 миллионов в год. Уже в 2014-м пресс-служба гордумы сообщала, что "происходит значительное уменьшение общего количества безнадзорных собак в городской популяции, что подтверждается снижением числа заявок на отлов, уменьшается и количество граждан, обратившихся в лечебные учреждения по факту укусов". Несмотря на это снижения трат по данной статье не произошло.

    Узнать сумму аналогичного контракта на 2016 год, который выиграла компания "БиС Самара", в мэрии не удалось. Однако в информационной справке, присланной в редакцию, сообщается, что "В 2016 году на территории Самары запланировано отловить 8700 безнадзорных собак. В 2015-м было отловлено 11200. Количество животных, планируемых к отлову, прогнозируется на основе мониторинга (с учетом ожидаемой рождаемости)". В эту не озвученную общественности сумму включаются расходы на подбор трупов животных с улиц, отлов по заявкам, транспортировка собак и ветосвидетельствование, на основании которого решается вопрос об "эвтаназии" или "стерилизации".

    Правда, по оценкам зоозащитников, в усыпалку отправляется до 98 процентов отловленных псов. Против такого метода "улучшения санитарного и эстетического состояния города" выступают и эксперты ОНФ. Они предлагают не только взять под контроль расходование бюджетных средств, выделяемых на борьбу с бездомными животными, но и внести поправки в федеральные законы, цель которых - гуманное регулирование их численности. Вместо жестокой эвтаназии - стерилизация/кастрация, вакцинация и возвращение в среду естественного обитания, а также передача животных в добрые руки посредством социальной рекламы и работы приютов. Гуманизм и экономия - в одном решении!

    - Чиновникам выгодно не решить эту проблему никогда, в противном случае денежный поток иссякнет, - считает Ирина Блинова. - В Городской думе была рабочая группа, которая разработала очень хорошие предложения, но департамент благоустройства и экологии не желает идти ни на какие разумные контакты. Для сравнения: в Питере на работу с животными в год теперь выделяется не более пяти миллионов. Там нет бешенства, собак кастрируют, вакцинируют, а потом возвращают на улицу. Это сильно снижает их агрессивность. В результате в городе не более 10 процентов от всех укусов приходится на уличных собак.

    В Самаре же ситуация зашла в тупик. Не отлавливают бродячих собак - население ругает власть, стреляют и травят - ругают защитники животных. Молчит только непринятый закон.

    Беззаконие на руку живодерам

    Проблема безнадзорных животных есть во многих городах. Объективных причин тому несколько. Первая состоит в беспечности хозяев домашних животных, которые по существующему закону не несут за них никакой ответственности и могут в любой момент выбросить на улицу. Вторая - безобразное положение с отходами в городах, обеспечивающее кормовую базу бесконтрольно размножающимся уличным псам. Медвежью услугу оказывают собакам и люди, которые их подкармливают. Конечно, сегодня собака не умрет с голоду, но потом она будет плодиться, и за то, что "добрый" человек прикормил ее к подъезду, соседи вызовут собачников. Поэтому куда разумнее для начала стерилизовать животное, а уже потом, если оно не мешает окружающим, продолжать о нем заботиться.

    Сегодня единственный документ, регламентирующий содержание домашних питомцев, - это статья N245 УК РФ о жестоком обращении с животными, в которой наказание предусматривается лишь в случае нанесения им тяжелого увечья или убийства. Но справедливости ради отметим, что даже если живодеры и попадают в поле зрения правоохранителей, то отделываются штрафом в 500 рублей. Проекты же полноценных законов о домашних животных все время переписываются и вновь отправляются под сукно как на федеральном, так и на региональном уровне. Кому выгодна такая волокита?

    Контакт
    Чтобы забрать животное или помочь приюту "Участие", звоните: 8-937-989-03-89, 989-03-89.
    Если вы стали свидетелем массового отравления бродячих животных в Самаре, звоните в областную ветстанцию: 8 (846) 951-78-36.
    Поделиться