Moscow Art Trio отметит юбилей в Доме музыки

16 февраля в Камерном зале Московского Дома музыки Михаил Альперин, Сергей Старостин и Аркадий Шилклопер вновь запрягут в одну музыкальную телегу коня и трепетную лань - академическую музыку, джазовую импровизацию и этнику. Известное всему миру Moscow Art Trio даст концерт по случаю своего 25-летия. "Российская газета" побеседовала с Аркадием Шилклопером, одним из участников легендарного трио.

- В истории Moscow Art Trio был момент, когда вы хотели разойтись. Но, к счастью, не разошлись и вот дожили до юбилея.

- Это произошло в Испании. Мы тогда разошлись по разным углам: я жил в Германии, Миша - в Норвегии, а Сережа остался в России. Сложнее стало встречаться, но главное - это ощущение, что все уже сделано, и дальше мы будем ходить по собственным следам. Проект состоялся, остались альбомы и записи концертов, последователи, продолжавшие поиски в том же направлении, которое Миша очень точно назвал "воображаемым фольклором". Moscow Art Trio доказало, что в одном коллективе могут прекрасно сосуществовать люди, исповедующие разную музыкальную веру - академическая музыка, джаз и фолк. И вот мы тогда собрались - кстати, в китайском ресторане, - чтобы сказать друг другу "спасибо" и разойтись. Миша на время остался в Испании, стал сочинять музыку для другого проекта и понял, что это идеально подходит для нашего трио. Так полгода спустя мы воссоединились, записали альбом Once Upon A Time с норвежской певицей, и история Moscow Art Trio продолжилась. Многие вещи были сделаны именно после несостоявшегося расставания.

- Размер аудитории имеет для вас принципиальное значение?

- В 1998 году мы играли в городе Метц (Франция) в клубе, где собралось всего три зрителя. Промоутер упустил из виду, что в тот день была годовщина вторжения гитлеровской Германии во Францию, когда французы увеселительные мероприятия игнорируют. В зале присутствовал бельгиец (он был потом на другом нашем выступлении - и вспоминал тот концерт), голландец и еще один "нефранцуз". Сам организатор подошел уже ближе к финалу. Напоил, накормил, заплатил, несмотря на мизерную аудиторию. Но мы играли так, будто в зале человек сто. Для нас это не проблема. Мы кайфуем, прежде всего, от музыкального общения друг с другом: зрители это чувствуют и тоже радуются.

- Это, как вы сказали, минимум. А по максимуму есть ограничения?

- Мы играли в больших залах и на опенэйрах, где было 4-5 тысяч зрителей. Это, пожалуй, перебор. Поэтому мы отказались от Светлановского зала ММДМ на 1700 мест. Камерный зал в том же Доме музыки, где мы будем отмечать свой юбилей, - идеальный вариант. Ведь Moscow Art Trio - это действительно камерный состав! В нашей музыке нет пафоса и патетики. Мы рассказываем свои истории и небылицы, фантазируем. Сережа Старостин придумал для этого хорошее слово - "дудачим".

- Бывает, что публика довольна концертом, а вы - нет?

- У нас случались провальные концерты. Может быть, десять, а может, и больше. В 1991 году - во время путча - поехали на фестиваль Red Sea в Эйлате. Нас поселили в шикарном отеле. Никогда в жизни, ни до, ни после, не видел я такого количества еды. Буквально горы фруктов, овощей, сыров, мяса. У нас в стране тогда время было тяжелое, голодное. И мы наелись! А лето, жара... Потому и концерты начинались в 12 ночи. Мы поели часов в 8. Но переварить все это не успели. И перед выступлением не чувствуем энергии, завода. Состояние как у волка из знаменитого мультфильма: "Ща спою!" По нашим ощущениям, мы сыграли один из худших концертов. На следующий день еще выступление. Мы вообще ничего не ели: Миша проследил. Сыграли лучше, но организаторы-то записали первый концерт. Он до сих пор есть в архивах радио в Израиле. Одна наша знакомая оттуда говорит, что очень любит эту запись, у которой много поклонников и среди слушателей, и часто ставит ее в эфир. А я до сих пор это слушать не могу (смеется).

- Не возникало идей "визуализировать" выступления трио?

- У нас не возникало. Но у одного нашего друга, фана Moscow Art Trio, балетмейстера (к сожалению, уже покойного), была собственная студия. И он с ребятами ставил спектакли на нашу музыку. Я видел: понравилось. Не знаю, сохранились ли записи. У друга была также идея, чтобы мы вживую играли, а его ребятки танцевали, но не сложилось…

- С программой юбилейного вечера определились?

- Пока еще не обсуждали его драматургию. Конечно, будут ранние вещи, с которых мы когда-то начинали. Но в основном - композиции последних лет: их проще восстановить. Они глубже и взрослее: ведь мы стали старше, что ернически отражено в придуманном Сережей Старостиным названии одного нашего позднего альбома - Instead Of Making Children (смеется). Есть идея сделать флэшку в виде треугольной пирамиды, куда войдут все наши диски и видеоматериалы, включая не издававшиеся гастрольные съемки. Надеемся к юбилею успеть.

- Заключительный вопрос напрашивается сам собой: а что дальше?

- История Moscow Art Trio не завершена. Конечно, в последние годы мы меньше стали играть вместе, но желание работать дальше есть. В Португалии летом намечаются два концерта. Правда, наш менеджер считает, что время проекта прошло: везде уже были, везде нас знают. Насчет "знают" - действительно так. Когда я выступаю с другими музыкантами, зрители нередко подходят после концерта и вспоминают про Moscow Art Trio: приятно! Но трио не музейный экспонат, и для зрителей, которые впервые приходят на наши выступления, это музыка сегодняшнего дня. Да, у нас случаются повторы, есть любимые пьесы, которые играются почти на всех концертах. Но есть и постоянные эксперименты в разных направлениях. Поиск новых красок и работа композиторской мысли. И пока это есть, Moscow Art Trio живо.